Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Славнинская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Новожилова Торжокского района Тверской области Согласовано решение педагогического совета № 1 от « » августа 2022г. Зам. директора по УВР / Утверждаю Директор школы А. Н. Филина / Адаптированная рабочая программа по чтению 5 класс (8.2) 2022-2023 учебный год Составитель: учитель 1 квалификационной категории Тимофеева Е.В. п. Славный 2022 Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Чтение и развитие речи» Личностными результатами изучения курса «Чтения и развития речи» является формирование следующих умений: 1) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 2)понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; 3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 4)умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 5)умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 6) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств длясвободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; 7) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения чтения и развития речи являются:Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Использовать при выполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательныхдостижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомогоматериала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в диалог на уроке и в жизни. Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительнойинформации); Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач Организационные особенности реализации программы Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения. Основной формой обучения является урок. В зависимости от дидактической задачи используются урокиразличного типа. Основные методы и приёмы обучения: объяснение, беседа, работа с учебником, практические упражнения, дидактическая игра, использование наглядных средств обучения, ИКТ. Объяснением называется метод овладения теоретическим учебным материалом. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее. Особенностью этого метода являются теоретические доказательства, то есть: постановка познавательной задачи, строгий подбор материала, определённая форма рассуждений, использование иллюстративного материала, формулировка выводов, дополнительные разъяснения. Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения материалом. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены идее урока, поставлены на доступном учащимся уровне. Использование различных формулировок вопросов позволяют углублять знания учащихся, а различная степень трудности вопросов способствует индивидуализации обучения. Работа с учебником – один из действенных методов овладения учебным материалом, предполагающий основные требования по работе с книгой: каждый учащийся должен иметь учебник, учитель должен провести краткий инструктаж по выполнению задания, учащийся должен научиться находить главное. Практические упражнения (грамматические и орфографические упражнения) способствуют речевому развитию школьников, формированию языковых обобщений и орфографических навыков. Разнообразие упражнений предполагает постоянное чередование устной и письменной форм работы, смену видов заданий. Некоторые особенности умственно отсталых детей диктуют определённую ограниченность видов упражнений на одном уроке (5-6). Выполнение заданий опирается на наглядные средства обучения, широко используются игровые приёмы. Одним из эффективных методов обучения является дидактическая игра. Она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников, на повышение речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков. Применение наглядных методов создаёт условия для более полного усвоения учебного материала. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти. На уроках письма и развития речи применяются натуральные предметы, их изображения, графическая наглядность, ТСО. Используется ряд специфических средств: жест, мимика, драматизация, дикция, выразительность чтения,языковая наглядность. Виды деятельности учащихся: -составление плана текста, -пересказ текста по плану; -пересказ текста по предполагаемым вопросам; -продолжение текста; -выразительное чтение; -чтение наизусть; -чтение по ролям. Цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся. Формировать у учащихся технику чтения, развивать беглость, правильность, выразительность, понимание прочитанного материала. Продолжать знакомить учащихся с произведениями писателей русской литературы, учить понимать смысл художественного произведения, отвечать на поставленные вопросы, выделять главную мысль произведения, определять основные черты характера главных действующих лиц. Развивать словарный запас учащихся, знакомить их с новыми словами и закрепить знание переносных значений слов. Учить делить текст на части, составлять простой план художественного произведения с помощью учителя. Развивать навык пересказа по составленному плану и выразительного чтения небольшого отрывка. Развивать память учащихся, разговорную речь школьников. Воспитывать бережное отношение к слову, чувство сострадания к животному миру, развивать чувство прекрасного. Основные направления коррекционной работы: 1. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности; 2. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; 3. Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и увеличение активногословарного запаса учащихся; 4. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.Задачи преподавания чтения и развития речи: отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей; учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме; социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у нихзнаний, умений и навыков, воспитания личности. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю. Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов. По завершению изучения творчества писателя осуществляется промежуточный контроль. Время, отводимое на уроке для контроля – 5- 15 мин Содержание учебной программы На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся иих мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событийжизненным ситуациям. В 5-9 классах продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, произведения становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта. В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно- популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям. Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями. Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения. Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного. Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения. В этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев. Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе. Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» выделяется; в 5-м классе – 4 часа в неделю, из них 3 аудиторных, 1 –неаудиторных часа в неделю , 136 часов в год Учебно-тематический план Предлагаемое в рабочей программе распределение часов соответствует программе5 класс № п/п Разделы 1 Устное народное творчество 2 3 Сказки Картины родной природы:Лето – 8 часов Осень – 7 часов Зима – 8 часов Весна – 15 часов 4 О друзьях-товарищах 5 Басни И. Крылова 6 Спешите делать добро 7 О животных 8 Из прошлого нашего народа 9 Из произведений зарубежных писателей 10 Повторение Итого: Кол-во часов 3 15 38 13 4 13 14 12 17 7 136 часов Внеклассное чтение Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет и журналов. Беседы о прочитанном, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах. Изучаемые произведения: 1. «Белая уточка» (Русская народная сказка.) 2. «Богатырь Фёдор Тугарин и Мария Моревна» (Русская народная сказка.) 3. Сказки народов мира. 4. Бажов П. П. «Малахитовая шкатулка». 5. Бажов П. П. «Серебряное копытце». 6. Волков А. М. «Волшебник изумрудного города». 7. Гайдар А. П. «Чук и Гек». 8. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». 9. Пришвин М. М. «В краю дедушки Мазая». Требования по подготовке обучающихся по предмету в полном объеме совпадают с программой. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся: Обучающиеся должны знать: наизусть 8-10 стихотворений. 1. Пушкин А.С. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (отрывок). 2. Суриков И. «Ярко солнце светит …» 3. Прокофьев А. «Берёзка». 4. Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» 5. К. Бальмонт «Осень» 6. Бунин И. «Первый снег.» 7. Крылов И. «Ворона и лисица» (отрывок басни). 8. Тютчев Ф. «Чародейкою Зимою…» 9. Есенин С. «Берёза». 10. Коринец Ю. «У могилы неизвестного солдата»Обучающиеся должны уметь: - читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; «про себя», выполняя задания учителя; - отвечать на вопросы учителя; - пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты-самостоятельно. Обучающиеся должны уметь: -читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; -выделять главную мысль произведения; -давать характеристику главным героям; -высказывать свое отношение к героям и их поступкам; -пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным. Календарно – тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. №в теме Наименование разделов и тем Устное народное творчество.(3 часа ) 1 Считалки, заклички-приговорки, потешки. 2 Пословицы и поговорки, загадки. 3 Обобщение по разделу. "Устное народное творчество" Сказки. (15 часов) 1 Русская сказка "Никита Кожемяка". 2 Тофаларская сказка "Как наказали медведя". 3 Башкирская сказка "Золотые руки". 4 Русская сказка "Морозко". 5 «По работе и награда» по сказке "Морозко". 6 Русская сказка "Два Мороза". 7 Внеклассное чтение. Русские волшебные сказки. 8 Татарская сказка "Три дочери". 9-11 А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". 12-14 Литературная сказка по Д.Мамину-Сибиряку "Серая Шейка". Аудит орны е часы Неауди торные часы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дат а 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 15 Обобщение по разделу. "Сказки" Картины родной природы. Лето. (8 часов) 1 Г.Скребицкий "Июнь". 2 И.Суриков "Ярко солнце светит...". 3-4 А.Платонов "Июльская гроза". Чтение и анализ 1 части. 5 А.Прокофьев "Берёзка". 6 Ю.Гордиенко "Вот и клонится лето к закату..." 7 Внеклассное чтение. Стихотворения рус. писателей о природе. 8 Обобщение по разделу. "Лето" Картины родной природы. Осень. (7 часов ) 1 По Г.Скребицкому "Сентябрь". 2 По И.Соколову-Микитову "Золотая осень". 3 К.Бальмонт "Осень". 4 По Г.Скребицкому "Добро пожаловать!" 5 По В.Астафьеву "Осенние грусти..." 6 И.Бунин "Первый снег". 7 Обобщение по разделу. "Осень" О друзьях-товарищах.(13 часов ) 1 Ю.Яковлев "Колючка". 2 Анализ рассказа Яковлева "Колючка" 3 Ю.Яковлев "Рыцарь Вася". 4 Анализ рассказа Яковлева "Рыцарь Вася". 5-6 Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома". 39. 40. 7 Чтение рассказа Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома". 41. 42. 43. 8 9 10 В.Медведев "Фосфорический" мальчик". Анализ текста В.Медведева "Фосфорический" мальчик". Л.Воронкова "Дорогой подарок". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 11 Чтение Л.Воронкова "Дорогой подарок". 12 Я.Аким "Твой друг". 13 Обобщение по разделу. "О друзьях-товарищах" Басни И.Крылова.(4 часа ) 1 И.Крылов "Ворона и Лисица". 2 И.Крылов "Щука и Кот". 3 И.Крылов "Квартет". 4 Внеклассное чтение. Басни. Спешите делать добро.(13 часов ) 1 Н.Хмелик "Будущий олимпиец". 2 Н.Хмелик "Будущий олимпиец". 3 О.Бондарчук" Слепой домик". 4-5 В.Осеева "Бабка". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 7 8 9-10 Внеклассное чтение. Рассказы В.Осеевой. А.Платонов "Сухой хлеб". Работа над содержанием рассказа «Сухой хлеб». В. Распутин "Люся". 1 1 1 11 В. Брюсов "Труд". 1 1 1 12 Р. Рождественский "Огромное небо". 13 Обобщение по теме "Спешите делать добро". Картины родной природы. Зима.(8 часов ) 1 Ф. Тютчев. «Зима». 2 Г. Скребицкий «Декабрь» 3 К. Бальмонт «К зиме» 4 Г. Скребицкий. «Всяк по - своему». 5 С. Есенин. «Поёт зима – аукает», «Берёза». 6 А. Пушкин. «Зимняя дорога». 7 Внеклассное чтение. Стихотворения А.С. Пушкина о зиме. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 8 Обобщение по разделу "Зима" Картины родной природы. Весна.(15 часов ) 1 Г. Скребицкий «Март» 2 А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает …» 3 Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» 4 Г. Скребицкий «Весна – красна»,«Грачи прилетели» 5 Г. Скребицкий «Заветный кораблик»,« В весеннем лесу» 6 А. Толстой «Весенние ручьи» 7 А. Пушкин "Гонимы вешними лучами…". 8 А. Блок "Ворона". 9 Е. Серова "Подснежник". 10 И. Соколов-Микитов "Весна". 11 И. Бунин "Крупный дождь в лесу зелёном…". 12 С. Есенин "Черёмуха". 13 Я. Аким "Весна, весною, о весне". 14 Внеклассное чтение. Произведения русских писателей о весне. 15 Обобщение по разделу "Весна" О животных.(14 часов ) 1 Н. Гарин-Михайловский "Тёма и жучка". Часть 1. 2 Н. Гарин-Михайловский "Тёма и жучка". Часть 2. 3-4 А . Толстой "Желтухин". 5 6 7-8 К. Г. Паустовский "Кот ворюга". Внеклассное чтение. Рассказы К. Г. Паустовского. Б. Житков рассказ "Про обезьянку". 9 10 11 12 Э. Асадов "Дачники". Часть 1 Э. Асадов "Дачники". Часть 2 Ф. Абрамов из рассказов Алёны Даниловны. С. Михалков "Будь человеком". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 13 Внеклассное чтение. Рассказы о животных. 14 Обобщение по теме «Рассказы о животных». Из прошлого нашего народа.(12 часов ) 1 По О. Тихомирову "На поле Куликовом" «Москва собирает войско». 2 По Тихомирову "На поле Куликовом",«Куликовская битва». «Слава...». 3 Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву "Бородино". 4 Н. Некрасов "Мороз красный нос". 5-7 А. Куприн "Белый пудель". Часть 1. 8 Внеклассное чтение. Рассказы Куприна. 9 По Л. Жарикову "Снега, поднимитесь метелью". 10 Ю. Коринец У могилы неизвестного солдата. 11 Внеклассное чтение.О героическом прошлом нашего народа. 12 Обобщение по теме «Из прошлого нашего народа». Из произведений зарубежных писателей.(17 часов ) 1 2 3 4-6 7 8 9-11 В. Гюго "Гаврош". Часть 1. Маленький Гаврош. В. Гюго "Гаврош". Часть 2. Гаврош опекает малышей В. Гюго "Гаврош". Обобщение. М. Твен "Приключения Тома Сойера". Чтение и анализ части Обобщающий урок по рассказу Твена "Приключения Тома Сойера". Внеклассное чтение. Рассказы М. Твена. С. Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 122. 1 123. 1 124. 12 125. 126. 127. 128. 129. 130. 13-14 15 16 17 1 131. 132. 133. 2 3 4 134. 135. 136. 5 6 7 Обобщающий урок по повести С. Лагерлёф "Путешествие Нильса". Г. Андерсен "Русалочка". 1 Обобщающий урок по сказке Г. Андерсен "Русалочка". Внеклассное чтение. Произведения Г. Андерсена Обобщение по разделу "Произведения зарубежных писателей". Повторение пройденного материала.(7 часов ) Устное народное творчество.Считалки, Потешки. Заклички Сказки(устное творчество) Повторение «Как наказали медведя» Повторение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Повторение . Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» Повторение. Рассказы о дружбе «Колючка», «Рыцарь Вася» Повторение. Произведения зарубежных писателей. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Навыки чтения Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормамилитературного произношения; чтение «про себя». Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, иобразных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы. Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительномучтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов окнигах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, Оценивание Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. Оценивание результатов При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 5 класс – 45 - 60 слов 5 класс - 70 - 80 слов 6 класс – 70 - 80 слов. 7 класс – 80 - 90 слов 8 класс – 90 - 100 слов При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объемкоторых соответствует объему текстов предыдущего года. При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. - оценка «5» ставится обучающимся, если они: читают правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают их самостоятельно; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки; отвечают на вопросы и передают содержаниепрочитанного полно, правильно, последовательно; - оценка «4» ставится обучающимся, если они: читают, в основном, правильно; допускают одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений; допускают неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляют их с помощью учителя; допускают ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляют их с помощью учителя; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки с помощью учителя; допускают неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляют их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; - оценка «3» ставится обучающимся, если они: читают по слогам и целыми словами, допускают ошибки при чтении; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают части с помощью учителя; затрудняются назвать главных действующих лиц произведения и характеризовать их поступки; отвечают на вопросы и пересказывают неполно, непоследовательно. - оценка «2» ставится обучающимся, если они: читают по слогам; допускают много ошибок при чтении, не могут выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делят текст на части; не называют главных действующих лицпроизведения, не характеризуют их поступки; не отвечают на вопросы и не пересказывают содержание, не используют помощь учителя.