Положение-ГПД-2022

1.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о группе продленного дня (ГПД) в школе разработано
в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями на 14 июля 2022 года,
Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от
24.07.1998г с изменениями на 14 июля 2022 года, СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. N 2, и санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (далее соответственно - СанПиН и СП),
Письмом Министерства просвещения РФ от 8 августа 2022 г. № 03-1142 “О
направлении методических рекомендаций” (вместе с «Методическими
рекомендациями но нормативно-правовому регулированию предоставления
услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»), а также Уставом
образовательной организации и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Положение о группе продлённого дня организации, осуществляющей
образовательную деятельность, определяет цели и задачи, устанавливает
порядок комплектования и организацию деятельности группы продленного дня
(далее — ГПД), обозначает права и обязанности участников образовательной
деятельности ГПД и регламентирует их делопроизводство.
1.3.ГПД открываются в школе по запросам (заявлениям) родителей (законных
представителей) детей, при наполняемости не менее 25 человек. При наличии
необходимых условий и средств возможно комплектование ГПД с меньшей или
большей наполняемостью.
1.4 Организация деятельности ГПД основывается на принципах демократии и
гуманизма, творческого развития личности.
1.5 Деятельность ГПД регламентируется утвержденным режимом дня и планом
работы воспитателя. Предельно допустимая педагогическая нагрузка в ГПД - не
более 30 часов в неделю.
1.6 Функционирование ГПД осуществляется с 1 сентября по 30 мая. В период
школьных каникул обучающиеся, зачисленные в ГПД, вправе не посещать ГПД.
В период школьных каникул питание в ГПД не предоставляется, не проводится
самоподготовка.
1.7 Информация о деятельности ГПД размещается на официальном сайте
организации, осуществляющей образовательную деятельность, и на
информационном стенде в школе.

Цели и задачи ГПД
2.1. ГПД создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении
навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих
способностей обучающихся.
2.2. Основными задачами ГПД являются:
•
организация пребывания обучающихся в школе при отсутствии условий
для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за
занятости родителей;
•
создание оптимальных условий для организации развития творческих
способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны
родителей обучающихся;
•
организация пребывания обучающихся в школе для активного участия их
во внеурочной и внеклассной работе;
•
создание оптимальных условий для реализации требований ФГОС НОО в
части организации внеурочной деятельности;
•
организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление
здоровья обучающихся.
2.

Порядок комплектования ГПД
3.1. Школа организует ГПД для обучающихся 1-х классов при отсутствии
медицинских противопоказаний для посещения ГПД. Группы могут быть: классгруппа, смешанные. При необходимости возможно комплектование
разновозрастных групп.
3.2. Наполняемость ГПД устанавливается в количестве не менее 25 человек.
3.3. Контингент ГПД формируется школой, следующим образом:
•
проводится социологическое исследование потребности обучающихся и их
родителей (законных представителей) в ГПД;
•
комплектуется контингент ГПД обучающихся из одной параллели классов;
•
организуется сбор необходимой документации (заявлений родителей
(законных представителей) до 1 сентября учебного года;
•
не позднее 1 сентября учебного года издается приказ о функционировании
ГПД в текущем учебном году с указанием: наполняемости групп, нагрузки
воспитателей, режима и организации работы, возложения ответственности на
воспитателей за сохранность жизни и здоровья детей, определения должностных
обязанностей воспитателей, возложения контроля на администрацию,
определением учебных и игровых помещений.
3.4 Зачисление обучающихся в ГПД и отчисление осуществляется приказом
директора организации, осуществляющей образовательную деятельность, по
письменному заявлению родителей (законных представителей).
3.5 При зачислении в ГПД преимущественным правом обладают дети из
малообеспеченных и многодетных семей.
3.6 Для организации работы ГПД администрацией школы выделяются и
оснащаются необходимое количество помещений.
3.

Организация образовательной деятельности в ГПД
4.1. Предоставление организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, услуги по присмотру и уходу за обучающимися в ГПД
4.

осуществляется без взимания платы (за счет собственных средств
образовательной организации). Правоотношения на оказание услуг по присмотру
и уходу за детьми в ГПД подтверждаются следующими документами:
•
заявлением родителей (законных представителей) обучающегося о приеме
в ГПД;
•
приказом директора образовательной организации о зачислении
обучающегося в ГПД;
4.2 Финансирование групп продленного дня осуществляется за счет средств
учредителя, а также родительской платы за питание. Размер родительской платы
определяется исходя из стоимости питания в школьной столовой.
4.3 Режим работы групп продленного дня устанавливается исходя из
потребностей родителей (законных представителей), утверждается
руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, и
доводится до сведения родителей (законных представителей). Период
пребывания детей в группе продленного дня согласуется с родителями
(законными представителями). Приложение 1, 2
4.4 При организации работы групп продленного дня учитываются требования
действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
4.5 Обеспечение соблюдения обучающимися личной гигиены и режима дня
включает:
•
организацию прогулок и отдыха обучающихся; организацию
самоподготовки; организацию занятий по интересам.
4.6 Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и
сохранения работоспособности обучающихся, посещающих ГПД,
осуществляется рациональная организация режима дня. Реализуется сочетание
видов деятельности обучающихся в ГПД с двигательной активностью на воздухе
до начала самоподготовки (прогулка, подвижные игры). После самоподготовки
— участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, играх,
подготовка к общешкольным мероприятиям и др).
4.7 Для восстановления работоспособности обучающихся после окончания
учебных занятий в образовательной организации перед выполнением домашних
заданий организуется прогулка.
4.8 В режиме работы ГПД указывается время для организации:
•
прогулок на свежем воздухе и спортивных игр. Прогулку рекомендуется
сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими
упражнениями. Обучающиеся, отнесённые к специальной медицинской группе
или перенёсшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр
выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой. Одежда
обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от
переохлаждения и перегревания и не стеснять движений. В непогоду подвижные
игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения;
•
внеклассных занятий различной воспитательной направленности;
•
самоподготовки обучающихся (выполнение домашних заданий,
самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным
программам). При выполнении обучающимися домашних заданий
(самоподготовка) следует проводить «физкультурные минутки» длительностью
1-2 минуты. Обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий

раньше всей группы, предоставлять возможность приступить к занятиям по
интересам (в игровой). При самоподготовке воспитанники могут использовать
возможности читального зала школьной библиотеки. Время, отведенное на
самоподготовку, нельзя использовать на другие цели;
•
занятий в рамках внеурочной деятельности, а также с посещением
организаций дополнительного образования, зрелищных мероприятий. Во время
занятий в ГПД педагогическими работниками организуются консультации по
учебным предметам для обучающихся с низкой учебной мотивацией и так же с
одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиадам, конкурсам, фестивалям.
4.9. Длительность отдельных компонентов режима в группах продленного дня
определяется дифференцированно в зависимости от возраста обучающихся,
количества учебных уроков, объема домашних заданий, начала сменности
обучения в соответствии с требованиями действующих санитарноэпидемиологических правил и нормативов. Занятия по самоподготовке следует
начинать не ранее 1,5-2 часов после окончания уроков и прогулки.
4.10 В школе организуется для воспитанников ГПД по установленным нормам
горячее питание.
4.11 В образовательной организации предусмотрено трехразовое питание
обучающихся: завтрак - на второй перемене во время учебных занятий; обед - в
12.25 – 13.30 часов, полдник – в 15.30 – 16.30.
4.12 Оплата обедов и полдников осуществляется за деньги родителей.
4.13 Контроль за качеством питания обучающихся групп продленного дня
осуществляет директор образовательной организации.
4.14 Для работы ГПД с учетом расписания учебных занятий в школе могут быть
использованы учебные кабинеты, физкультурный и актовый залы, читальный зал
библиотеки. Порядок использования помещений и ответственность за
сохранность учебного оборудования возлагаются на воспитателя или на
педагогического работника, ответственного за проведение досугового занятия с
воспитанниками.
4.15 Медицинское обслуживание воспитанников ГПД обеспечивается
медицинскими работниками школы в пределах своих должностных
обязанностей.
4.16 По письменной просьбе родителей (законных представителей) воспитатель
в ГПД может отпускать воспитанников для занятий в кружках и секциях на базе
школы, посещения учебных занятий в учреждении дополнительного
образования.
4.17 По заявлению родителя (законного представителя) воспитатель в ГПД
может отпускать ребенка домой (в указанное в заявлении время) самостоятельно.
Ответственность за жизнь и здоровье в таком случае возлагается на законных
представителей.
Права и обязанности участников образовательной деятельности ГПД
5.1. Права и обязанности работников школы и обучающихся, посещающих ГПД
определяются уставом, правилами внутреннего распорядка, правилами
поведения обучающихся и настоящим Положением.
5.2. Директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе несет
ответственность за создание необходимых условий для работы группы
5.

продленного дня и организацию в ней образовательной деятельности,
обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, организует горячее
питание и отдых обучающихся, утверждает режим работы группы, организует
методическую работу воспитателей, осуществляет контроль за состоянием
работы в ГПД.
5.3. Воспитатель ГПД несет персональную ответственность:
•
качество воспитательной работы с детьми во внеурочное время;
•
за жизнь, здоровье и безопасность детей во время нахождения в ГПД;
•
за соблюдение прав и свобод ребенка;
•
за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин
Устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений
директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных
обязанностей, установленных должностной инструкцией, в том числе за
неиспользование предоставленных прав, несет дисциплинарную ответственность
в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение
трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть
применено увольнение;
•
за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а
также совершение иного аморального проступка может быть освобожден от
занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и
федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». Увольнение за данный проступок является мерой дисциплинарной
ответственности;
•
за нарушение Правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации учебно-воспитательной деятельности
привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях,
предусмотренных административным законодательством;
•
за виновное причинение школе или участникам образовательной
деятельности ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих
должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в
пределах, установленных трудовым и (или) гражданским, административным
законодательством;
•
за правильное использование и сохранность материальных ценностей и
оборудования, выделенных для работы с детьми.
5.4. Воспитатели ГПД обязаны: планировать и организовывать учебновоспитательную деятельность в группе продленного дня с учётом специфики
требований ФГОС НОО;
•
создавать благоприятные условия для индивидуального развития и
нравственного формирования личности обучающихся с учётом специфики
требований ФГОС НОО;
•
организовать и контролировать самостоятельную работу обучающихся по
выполнению домашних заданий, оказывать необходимую помощь;
•
своевременно оформлять документацию школы;
•
передавать ребенка дежурному администратору в случае опоздания
родителя за ребенком больше чем на полчаса (после окончания работы дежурной
группы). Дежурный администратор составляет акт о случившемся и передает

ребенка в детскую комнату полиции, если родитель (законный представитель) не
забрал ребенка в течение 2 часов после окончания работы дежурной группы.
Воспитатель в ГПД сообщает дежурному администратору в случае, если за
ребенком пришел родитель (законный представитель) в алкогольном или
наркотическом опьянении.
5.5. Родители обучающихся, посещающих ГПД обязаны:
•
оказывать помощь педагогическим работникам в воспитании и обучении
школьников, обеспечивать единство педагогических требований к ним;
помогать в организации досуга обучающихся; своевременно оплачивать
услуги ГПД.
5.6. Родители несут ответственность за:
•
своевременный приход детей в школу, на внешкольные, внеклассные
мероприятия;
•
внешний вид обучающегося, требуемый Положением о школьной форме;
•
своевременную оплату пребывания детей в ГПД;
•
воспитание своих детей;
•
за занятия в системе внеурочной работы;
5.7. Обучающиеся обязаны:
•
соблюдать Устав школы;
•
бережно относится к имуществу школы;
•
соблюдать правила поведения в школе;
•
выполнять требования работников школы по соблюдению правил
внутреннего распорядка;
•
предупреждать воспитателя об уходе из ГПД, в случае самостоятельного
ухода или прихода за ним родителей (законных представителей, лиц, указанных
в заявлении).
5.8. Обучающиеся имеют право на:получение дополнительного образования по
выбору;
•
на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, уважение
человеческого достоинства.
Делопроизводство ГПД
6.1. К документам ГПД относятся:
•
рабочая программа;
•
должностная инструкция воспитателя ГПД;
•
журнал посещаемости обучающихся в ГПД;
•
заявления родителей (законных представителей) о принятии в ГПД,
завизированные директором;
•
списки воспитанников ГПД;
•
выписка из приказа о создании ГПД и назначении воспитателя в данную
группу;
•
копия данного Положения;
•
журнал посещаемости обучающимися внеклассных и внеурочных занятий.
6.2 Воспитатели ГПД представляют отчёт о проделанной работе в конце каждой
четверти и в конце учебного года, предоставляют необходимую информацию по мере необходимости и запросу администрации школы.
6.

6.3 Воспитатель ГПД отвечает за состояние и организацию образовательной
деятельности в ГПД, систематически ведёт установленную документацию
группы продлённого дня, отвечает за посещаемость группы обучающимися.
Перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД
7.1. При организации деятельности ГПД оказываются следующие услуги по
присмотру и уходу за детьми:
•
организация питания (обед, полдник) обучающихся;
•
хозяйственно-бытовое обслуживание детей (соблюдение требований к
санитарному содержанию помещения ГПД: ежедневная влажная уборка,
дезинфекция, проветривание помещения и т.п.);
•
обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня,
включающее в себя организацию прогулок, спортивных минуток и отдыха детей;
•
организацию самоподготовки (подготовка домашних заданий);
•
организацию занятий по интересам, физкультурно-оздоровительные
мероприятия.
7.

Финансово-экономические условия предоставления услуг по
присмотру и уходу за детьми в ГПД
8.1. Финансово-экономические условия предоставления услугу по присмотру и
уходу за детьми в ГПД обеспечиваются в рамках услуги «Осуществление
присмотра и ухода за обучающимися в группе продленного дня в учреждениях,
реализующих образовательные программы начального общего, основного
общего и среднего общего образования для всех категорий обучающихся».
8.2. Нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества
часов в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени
(нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
8.3. Контроль за деятельностью в ГПД осуществляет заместитель директора по
УВР (ответственность определяется приказом директора образовательной
организации).
8.

9.Заключительные положения
9.1 Настоящее Положение о группе продлённого дня является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
92. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
9.3 Положение о группе продлённого дня общеобразовательной организации
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.

9.4 После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

Приложение 1.
Режим работы группы продленного дня в классах начальной школы на
2022-2023 учебный год

7.30 – 8.45(до начала уроков)

Прием учащихся в ГПД

12.40 – 13.45
(в
зависимости
расписания уроков)

Прием учащихся в ГПД
от

13.45– 14.45

активный отдых, развлечения на
воздухе (в зависимости от погодных
условий)

14.45 – 17.00
(по расписанию)

Воспитательно - образовательная
деятельность, посещение занятий по
внеурочной деятельности

15.15 – 15.30

Полдник (по желанию)

15.30 – 16.45

16.45 – 17.00

Занятия по самоподготовке

Подведение итогов дня,
кабинета, уход детей домой

уборка

*Режим работы варьируется в зависимости от расписания уроков и погодных
условий)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».