1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о группе продленного дня (ГПД) в школе разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 14 июля 2022 года, Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998г с изменениями на 14 июля 2022 года, СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2, и санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (далее соответственно - СанПиН и СП), Письмом Министерства просвещения РФ от 8 августа 2022 г. № 03-1142 “О направлении методических рекомендаций” (вместе с «Методическими рекомендациями но нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»), а также Уставом образовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Положение о группе продлённого дня организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяет цели и задачи, устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности группы продленного дня (далее — ГПД), обозначает права и обязанности участников образовательной деятельности ГПД и регламентирует их делопроизводство. 1.3.ГПД открываются в школе по запросам (заявлениям) родителей (законных представителей) детей, при наполняемости не менее 25 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование ГПД с меньшей или большей наполняемостью. 1.4 Организация деятельности ГПД основывается на принципах демократии и гуманизма, творческого развития личности. 1.5 Деятельность ГПД регламентируется утвержденным режимом дня и планом работы воспитателя. Предельно допустимая педагогическая нагрузка в ГПД - не более 30 часов в неделю. 1.6 Функционирование ГПД осуществляется с 1 сентября по 30 мая. В период школьных каникул обучающиеся, зачисленные в ГПД, вправе не посещать ГПД. В период школьных каникул питание в ГПД не предоставляется, не проводится самоподготовка. 1.7 Информация о деятельности ГПД размещается на официальном сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность, и на информационном стенде в школе. Цели и задачи ГПД 2.1. ГПД создается в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способностей обучающихся. 2.2. Основными задачами ГПД являются: • организация пребывания обучающихся в школе при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей; • создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся; • организация пребывания обучающихся в школе для активного участия их во внеурочной и внеклассной работе; • создание оптимальных условий для реализации требований ФГОС НОО в части организации внеурочной деятельности; • организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 2. Порядок комплектования ГПД 3.1. Школа организует ГПД для обучающихся 1-х классов при отсутствии медицинских противопоказаний для посещения ГПД. Группы могут быть: классгруппа, смешанные. При необходимости возможно комплектование разновозрастных групп. 3.2. Наполняемость ГПД устанавливается в количестве не менее 25 человек. 3.3. Контингент ГПД формируется школой, следующим образом: • проводится социологическое исследование потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) в ГПД; • комплектуется контингент ГПД обучающихся из одной параллели классов; • организуется сбор необходимой документации (заявлений родителей (законных представителей) до 1 сентября учебного года; • не позднее 1 сентября учебного года издается приказ о функционировании ГПД в текущем учебном году с указанием: наполняемости групп, нагрузки воспитателей, режима и организации работы, возложения ответственности на воспитателей за сохранность жизни и здоровья детей, определения должностных обязанностей воспитателей, возложения контроля на администрацию, определением учебных и игровых помещений. 3.4 Зачисление обучающихся в ГПД и отчисление осуществляется приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность, по письменному заявлению родителей (законных представителей). 3.5 При зачислении в ГПД преимущественным правом обладают дети из малообеспеченных и многодетных семей. 3.6 Для организации работы ГПД администрацией школы выделяются и оснащаются необходимое количество помещений. 3. Организация образовательной деятельности в ГПД 4.1. Предоставление организацией, осуществляющей образовательную деятельность, услуги по присмотру и уходу за обучающимися в ГПД 4. осуществляется без взимания платы (за счет собственных средств образовательной организации). Правоотношения на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД подтверждаются следующими документами: • заявлением родителей (законных представителей) обучающегося о приеме в ГПД; • приказом директора образовательной организации о зачислении обучающегося в ГПД; 4.2 Финансирование групп продленного дня осуществляется за счет средств учредителя, а также родительской платы за питание. Размер родительской платы определяется исходя из стоимости питания в школьной столовой. 4.3 Режим работы групп продленного дня устанавливается исходя из потребностей родителей (законных представителей), утверждается руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, и доводится до сведения родителей (законных представителей). Период пребывания детей в группе продленного дня согласуется с родителями (законными представителями). Приложение 1, 2 4.4 При организации работы групп продленного дня учитываются требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. 4.5 Обеспечение соблюдения обучающимися личной гигиены и режима дня включает: • организацию прогулок и отдыха обучающихся; организацию самоподготовки; организацию занятий по интересам. 4.6 Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих ГПД, осуществляется рациональная организация режима дня. Реализуется сочетание видов деятельности обучающихся в ГПД с двигательной активностью на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные игры). После самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, играх, подготовка к общешкольным мероприятиям и др). 4.7 Для восстановления работоспособности обучающихся после окончания учебных занятий в образовательной организации перед выполнением домашних заданий организуется прогулка. 4.8 В режиме работы ГПД указывается время для организации: • прогулок на свежем воздухе и спортивных игр. Прогулку рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. Обучающиеся, отнесённые к специальной медицинской группе или перенёсшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой. Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений. В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения; • внеклассных занятий различной воспитательной направленности; • самоподготовки обучающихся (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным программам). При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует проводить «физкультурные минутки» длительностью 1-2 минуты. Обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, предоставлять возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой). При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности читального зала школьной библиотеки. Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать на другие цели; • занятий в рамках внеурочной деятельности, а также с посещением организаций дополнительного образования, зрелищных мероприятий. Во время занятий в ГПД педагогическими работниками организуются консультации по учебным предметам для обучающихся с низкой учебной мотивацией и так же с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиадам, конкурсам, фестивалям. 4.9. Длительность отдельных компонентов режима в группах продленного дня определяется дифференцированно в зависимости от возраста обучающихся, количества учебных уроков, объема домашних заданий, начала сменности обучения в соответствии с требованиями действующих санитарноэпидемиологических правил и нормативов. Занятия по самоподготовке следует начинать не ранее 1,5-2 часов после окончания уроков и прогулки. 4.10 В школе организуется для воспитанников ГПД по установленным нормам горячее питание. 4.11 В образовательной организации предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак - на второй перемене во время учебных занятий; обед - в 12.25 – 13.30 часов, полдник – в 15.30 – 16.30. 4.12 Оплата обедов и полдников осуществляется за деньги родителей. 4.13 Контроль за качеством питания обучающихся групп продленного дня осуществляет директор образовательной организации. 4.14 Для работы ГПД с учетом расписания учебных занятий в школе могут быть использованы учебные кабинеты, физкультурный и актовый залы, читальный зал библиотеки. Порядок использования помещений и ответственность за сохранность учебного оборудования возлагаются на воспитателя или на педагогического работника, ответственного за проведение досугового занятия с воспитанниками. 4.15 Медицинское обслуживание воспитанников ГПД обеспечивается медицинскими работниками школы в пределах своих должностных обязанностей. 4.16 По письменной просьбе родителей (законных представителей) воспитатель в ГПД может отпускать воспитанников для занятий в кружках и секциях на базе школы, посещения учебных занятий в учреждении дополнительного образования. 4.17 По заявлению родителя (законного представителя) воспитатель в ГПД может отпускать ребенка домой (в указанное в заявлении время) самостоятельно. Ответственность за жизнь и здоровье в таком случае возлагается на законных представителей. Права и обязанности участников образовательной деятельности ГПД 5.1. Права и обязанности работников школы и обучающихся, посещающих ГПД определяются уставом, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения обучающихся и настоящим Положением. 5.2. Директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе несет ответственность за создание необходимых условий для работы группы 5. продленного дня и организацию в ней образовательной деятельности, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, организует горячее питание и отдых обучающихся, утверждает режим работы группы, организует методическую работу воспитателей, осуществляет контроль за состоянием работы в ГПД. 5.3. Воспитатель ГПД несет персональную ответственность: • качество воспитательной работы с детьми во внеурочное время; • за жизнь, здоровье и безопасность детей во время нахождения в ГПД; • за соблюдение прав и свобод ребенка; • за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение; • за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок является мерой дисциплинарной ответственности; • за нарушение Правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации учебно-воспитательной деятельности привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством; • за виновное причинение школе или участникам образовательной деятельности ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским, административным законодательством; • за правильное использование и сохранность материальных ценностей и оборудования, выделенных для работы с детьми. 5.4. Воспитатели ГПД обязаны: планировать и организовывать учебновоспитательную деятельность в группе продленного дня с учётом специфики требований ФГОС НОО; • создавать благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся с учётом специфики требований ФГОС НОО; • организовать и контролировать самостоятельную работу обучающихся по выполнению домашних заданий, оказывать необходимую помощь; • своевременно оформлять документацию школы; • передавать ребенка дежурному администратору в случае опоздания родителя за ребенком больше чем на полчаса (после окончания работы дежурной группы). Дежурный администратор составляет акт о случившемся и передает ребенка в детскую комнату полиции, если родитель (законный представитель) не забрал ребенка в течение 2 часов после окончания работы дежурной группы. Воспитатель в ГПД сообщает дежурному администратору в случае, если за ребенком пришел родитель (законный представитель) в алкогольном или наркотическом опьянении. 5.5. Родители обучающихся, посещающих ГПД обязаны: • оказывать помощь педагогическим работникам в воспитании и обучении школьников, обеспечивать единство педагогических требований к ним; помогать в организации досуга обучающихся; своевременно оплачивать услуги ГПД. 5.6. Родители несут ответственность за: • своевременный приход детей в школу, на внешкольные, внеклассные мероприятия; • внешний вид обучающегося, требуемый Положением о школьной форме; • своевременную оплату пребывания детей в ГПД; • воспитание своих детей; • за занятия в системе внеурочной работы; 5.7. Обучающиеся обязаны: • соблюдать Устав школы; • бережно относится к имуществу школы; • соблюдать правила поведения в школе; • выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка; • предупреждать воспитателя об уходе из ГПД, в случае самостоятельного ухода или прихода за ним родителей (законных представителей, лиц, указанных в заявлении). 5.8. Обучающиеся имеют право на:получение дополнительного образования по выбору; • на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, уважение человеческого достоинства. Делопроизводство ГПД 6.1. К документам ГПД относятся: • рабочая программа; • должностная инструкция воспитателя ГПД; • журнал посещаемости обучающихся в ГПД; • заявления родителей (законных представителей) о принятии в ГПД, завизированные директором; • списки воспитанников ГПД; • выписка из приказа о создании ГПД и назначении воспитателя в данную группу; • копия данного Положения; • журнал посещаемости обучающимися внеклассных и внеурочных занятий. 6.2 Воспитатели ГПД представляют отчёт о проделанной работе в конце каждой четверти и в конце учебного года, предоставляют необходимую информацию по мере необходимости и запросу администрации школы. 6. 6.3 Воспитатель ГПД отвечает за состояние и организацию образовательной деятельности в ГПД, систематически ведёт установленную документацию группы продлённого дня, отвечает за посещаемость группы обучающимися. Перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД 7.1. При организации деятельности ГПД оказываются следующие услуги по присмотру и уходу за детьми: • организация питания (обед, полдник) обучающихся; • хозяйственно-бытовое обслуживание детей (соблюдение требований к санитарному содержанию помещения ГПД: ежедневная влажная уборка, дезинфекция, проветривание помещения и т.п.); • обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня, включающее в себя организацию прогулок, спортивных минуток и отдыха детей; • организацию самоподготовки (подготовка домашних заданий); • организацию занятий по интересам, физкультурно-оздоровительные мероприятия. 7. Финансово-экономические условия предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД 8.1. Финансово-экономические условия предоставления услугу по присмотру и уходу за детьми в ГПД обеспечиваются в рамках услуги «Осуществление присмотра и ухода за обучающимися в группе продленного дня в учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования для всех категорий обучающихся». 8.2. Нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 8.3. Контроль за деятельностью в ГПД осуществляет заместитель директора по УВР (ответственность определяется приказом директора образовательной организации). 8. 9.Заключительные положения 9.1 Настоящее Положение о группе продлённого дня является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 92. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3 Положение о группе продлённого дня общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения. 9.4 После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение 1. Режим работы группы продленного дня в классах начальной школы на 2022-2023 учебный год 7.30 – 8.45(до начала уроков) Прием учащихся в ГПД 12.40 – 13.45 (в зависимости расписания уроков) Прием учащихся в ГПД от 13.45– 14.45 активный отдых, развлечения на воздухе (в зависимости от погодных условий) 14.45 – 17.00 (по расписанию) Воспитательно - образовательная деятельность, посещение занятий по внеурочной деятельности 15.15 – 15.30 Полдник (по желанию) 15.30 – 16.45 16.45 – 17.00 Занятия по самоподготовке Подведение итогов дня, кабинета, уход детей домой уборка *Режим работы варьируется в зависимости от расписания уроков и погодных условий)