Адаптированная рабочая программа (вариант 8.2) по логопедии 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Славнинская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Новожилова
Торжокского района Тверской области
Согласовано
решение педагогического совета № 1
от «____» августа 2022 г.
Зам. директора по УВР _________ /

Утверждаю
Директор школы
А.Н. Филина ____________
/

Рабочая программа логопедических занятий
для учащегося 5 класса вариант 8.2 (РАС)
Головещенко Ильи
на 2022 -2023 учебный год

Составитель учитель-логопед:
Тимофеева Е.В.

п. Славный

Содержание
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка………………………………………………......
1.1.1.Нормативно-правовые документы программы…………….……..….
1.1.2. Цель программы…………………………………………………..…....
1.1.3.Задачи программы…………………………………………………..…..
1.1.4.Принципы программы…………………………………………….…….
1.1.5. Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения
программы………………………………………………………………….…..
1.1.6. Характеристика детей с задержкой психического развития, имеющих речевое
заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью
языковых средств.

…………………………………………….……….…..

II. Содержательный раздел
2.1.Общая характеристика организации работы по программе…
2.2. Направления коррекционной работы……………………………….…
2.3. Содержание …………………………………………………………..…...
2.4. Планируемые результаты…………………………………………….…...
2.5.Система оценки достижения планируемых результатов…………………
2.6. Учебно-методическое обеспечение………………………………….…...
Приложение
Планирование коррекционно-развивающей работы.
Приложение 1. Календарно - тематическое планирование
Приложение 2. Диагностические работы 4 класса

I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Обучающийся расстройствами аутистического спектра – это обучающийся,
имеющий

специфические

нарушения

развития,

характеризующиеся

качественным

нарушением социального взаимодействия, коммуникации, ограниченными интересами и
деятельностью, повторяющимся стереотипным поведением. Наличие таких нарушений
должно быть подтверждено заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Стойкий и всеобъемлющий характер нарушений при РАС приводит к тому, что даже те
учащиеся, который успешно освоили начальный этап обучения в общеобразовательной
школе, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке и создании
специальных образовательных условий на уровне основного общего образования.

Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Направление

Привлекаемые

коррекционной работы

специалисты

Деятельность
к специалистов

Ожидаемые
в коррекционной

данного специалистов

результаты
работы

реализации

рамках

по

данного

направления

выделенным направлениям

Комплексная
диагностика
развития
речи,
определение зоны
актуального
и
ближайшего
развития
Систематическое
отслеживание
сформированности
навыков
социального
поведения
и
коммуникативных
навыков,
особенностей
личностного
развития
и
эмоциональноволевой
сферы,
изучение
социальной

Мониторинг
речевого
развития учащегося на
основе анализа данных,
полученных в результате
диагностических
мероприятий

направления
Диагностическое

Учитель-логопед

Педагогпсихолог

Анализ
данных
динамического наблюдения
психического
развития
учащегося
в
процессе
обучения, индивидуальный
план
развития
эмоционально-волевой
сферы
учащегося,
коммуникативных навыков
и социального поведения
учащегося с РАС

Учительдефектолог

Коррекционно-

ситуации
и
условий
семейного
воспитания
Комплексная
диагностика
сформированности
высших
психических
функций,
мониторинг
успешности
освоения
образовательной
программы

Учитель-логопед

Организация
и
проведение
коррекционноразвивающих
занятий,
направленных на
развитие
всех
компонентов речи

Педагог-

Формирование,
коррекция
и
развитие
коммуникативных
навыков, учебного
поведения,
эмоциональноволевой
и
познавательной
сферы.

развивающее

психолог

Учительдефектолог

Формирование и
развитие
познавательной
сферы и учебной
деятельности.
Преодоление

1. определение уровня
актуального
и
«зоны
ближайшего
развития»
ребенка,
причин
и
механизмов трудностей в
обучении
2.
определение
форм,
приемов, методов обучения
3.
определение
сформированности
учебных
навыков
и
способов учебной работы
4.
составление
карты
динамического наблюдения
1. Формирование и
развитие коммуникативной
функции речи.
2. Совершенствование
понимания обращенной
речи.
3. Развитие связной речи.
4. Коррекция
произносительной стороны
речи.
5. Коррекция дизграфии и
дислексии.
1. Развитие познавательных
и психических процессов восприятия,
памяти,
внимания, воображения.
2.
Освоение
разных
способов взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками.
3.
Формирование
осознанного
восприятия
эмоций, умения понимать
эмоциональные состояния
других людей.
4. Развитие произвольной
регуляции
поведения,
навыков саморегуляции.
1.Формирование и
развитие учебной
мотивации.
2. Развитие предпосылок
учебной деятельности.
2. Коррекция

Консультативное

Учитель-логопед

Педагогпсихолог

Учительдефектолог

трудностей
обучения
и
поддержка
освоения АООП
ООО
Консультирование
педагогов
и
родителей
по
вопросам речевого
развития
обучающихся
с
РАС,
вопросам
преодоления
проблем развития
устной
и
письменной речи

Консультативная
помощь педагогам
и
родителям
(законных
представителей)
по
вопросам
личностного,
эмоционального
волевого
и
социального
развития
учащихся с РАС

Консультативная
помощь педагогам
и
родителям
(законных
представителей)
по
вопросам
познавательного
развития

трудностей,
препятствующих усвоению
программного материала.
Организация
и
осуществление
консультативной
поддержки педагогов и
родителей
(законных
представителей) учащегося
с РАС, направленной на
преодоление
трудностей
речевого
развития,
трудностей формирования
устной и письменной речи
у учащихся с РАС, помощь
в подборе методов, методик
и приемов, стимулирующих
развитие
вербальной
коммуникации у учащихся
с РАС
Ориентация
преподавательского
коллектива,
а
также
родителей
(законных
представителей)
в
индивидуальных
адаптационных
и
ресурсных возможностях
учащегося с РАС; а также
особенностей
образовательных
и
социальных
условий
развития
учащегося;
помощь педагогическому
коллективу
образовательной
организации в адаптации
учебного
процесса
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
и
возможностями учащихся
1.Осуществление
методической поддержки
деятельности учителя.
2.
оказание
помощи
педагогам и родителям
учащихся
в
вопросах
воспитания и обучения
3. разработка рекомендаций

учащихся с РАС,
проблемам
освоения АООП
ООО
Информационно-

Учитель-логопед

просветительское

Педагогпсихолог

Информирование
педагогического
коллектива
образовательной
организации,
родителей
(законных
представителей по
вопросам
устранения
существующих
речевых
недостатков
учащихся с РАС,
нарушений чтения
и письма, которые
мешают
учащемуся
полноценно
овладеть учебным
материалом
в
рамках школьной
программы
обучения
Информационнопросветительская
деятельность
по
вопросам,
связанным
с
особенностями
образовательного
процесса
для
учащихся с РАС,
со
всеми
участниками
образовательного
процесса
—
обучающимися
(как имеющими,
так
и
не
имеющими
недостатки
в
развитии),
их
родителями
(законными
представителями),

родителям и педагогам в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальнотипическими
особенностями детей
Повышение
компетентности учителей в
вопросах профилактики и
коррекции нарушений речи
и речевого взаимодействия
учащихся с РАС;

Повышение
профессиональной
компетентности педагогов
по вопросам личностного,
эмоционально-волевого и
социального
развития
учащихся с РАС; проблем
формирования социального
поведения;
подготовка
нормативно
развивающихся
сверстников к совместному
обучению с учащимися с
РАС;
воспитание
у
обучающихся толерантного
отношения к сверстникам с
ограничениями в здоровье

Учительдефектолог

педагогическими
работниками.
Проведение
просветительской
деятельности
с
целью включения
наиболее
эффективных
методов, приемов
и средств в работу
педагогов,
в
домашние занятия
родителей
с
ребенком,
имеющим ОВЗ и
повышения
успешности
использования
полученных
знаний
на
практике

Повышение
профессиональной
компетентности педагогов
по
вопросам
освоения
учащимися
с
РАС
образовательной
программы
общего
образования,
создание
банка
наиболее
эффективных
методов,
приемов
и
средств,
используемых
при
организации
обучения
учащихся с РАС

Логопедическая работа в школе с учащимися с РАС является важным звеном в общей
системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно
сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную
структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением
звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического
восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и
словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей
дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки,
называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной
коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед,
а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и
понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в
коррекционной работе.
Программа разработана для занятия с учащимся 5 класса, имеющим речевое заключение–
нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью языковых средств,
расстройство аутистического спектра.
Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется
гибкостью

и

не

может

быть

жестко

регламентированным

ввиду

сложности

прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной
работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности
речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических
особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком
занятий,

качества

и

скорости

усвоения

материала.

Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.
1.1.1.Нормативно-правовые документы
Программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи
разработана с учетом диагностических данных учащихся с ЗПР 8.2.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
заключение ЦПМПК;
•проекты программ Министерства образования РФ по коррекции устной и письменной
речи;
•Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования;
•Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.02.2000
No

2

«Об

организации

работы

логопедического

пункта

общеобразовательного

учреждения»;
•Инструктивно-методическое

письмо

«О

работе

учителя-логопеда

при

общеобразовательной школе» (Ястребова А.В., Бессонова Т.П. М.: Центр, 1996).
Логопедическая программа также разработана с использованием рекомендаций
ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н.,
Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.,
Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную
программу начальной школы (1-4) по русскому языку.
1.1.2. Цель программы
Цель: предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной
нарушениями развития устной и письменной речи; создание специальных условий
развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
детей в соответствии с их реальными возможностями.

1.1.3. Задачи программы
Задачи:
1. восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
2. закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
3. обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными
частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами
словообразования;
4. совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;
5.

уточнить

значение

совершенствовать

используемых

грамматическое

синтаксических

оформление

речи

конструкций:
путем

развивать

овладения

и

детьми

словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных
синтаксических конструкций;
6. учить

устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое

формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых
средств, адекватных смысловой концепции.
7. развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств,
адекватных смысловой концепции.
1.1.4. Принципы программы
Процесс коррекции у детей данной категории в условиях ФГОС должен строиться с
учетом общедидактических и специфических принципов:
1.Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений.
2.Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие – это сложный педагогический
процесс. В нём выделяют различные этапы. Каждый имеет свои цели, задачи, методы и
приёмы коррекции.
3.Принцип системного подхода и учёта структуры дефекта, типологии задержки при
планировании коррекционно-развивающей работы.
4.Принцип деятельностного подхода. Логопед должен проводить коррекционную работу,
учитывая возраст и ведущую деятельность. Все обучение проблемного ребенка строиться
с опорой на «зону ближайшего развития».
5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип индивидуального
и дифференцированного подхода позволяет не исключать из образовательного процесса

детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются
неэффективными,

создает

благоприятные

условия

индивидуальные особенности каждого ребенка,

обучения,

учитывающие

как

так и типологические особенности,

свойственные данной категории детей, на что обращает внимание педагог при
определении содержания и организации коррекционной работы, ее темпа, объема,
сложности, методов и приемов работы, формы и способов контроля и мотивации.
6. Принцип активизации речевой практики. Использовать наиболее адекватные
разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах
деятельности.
7. Принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить
развивающее обучение школьников, формирование базовых основ культуры личности
ребенка, развитие психических процессов, интеллектуально-волевых качеств.
Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и
преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.
1.1.5. Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения
программы.
В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающегося будут
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы
внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая
учебные познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют
всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную
цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане),
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
:
выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся
научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют
действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций,
:
включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся
приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности
в речи
Формирование универсальных учебных действий
Метапредметные УУД

Регулятивные:
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым
материалом.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Учить принимать и сохранять учебную задачу.
6. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
7. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
8. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
9. Адекватно воспринимать оценку учителя.
10. Различать способ и результат действия.
11. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок.
12. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
3. Представлять информацию в виде схемы, таблиц.
4. Выявлять сущность, особенности объектов.
5. Делать выводы на основе анализа объектов.
6. Обобщать и классифицировать по признакам.
7. Ориентироваться в речевом материале.
8. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
9. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
10. Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
11. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков.
12. Осуществлять синтез, как составление целого из частей.
13. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
14. Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и строить на их основе
логическое рассуждение.
15. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях.
Коммуникативные:
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4. Оформлять свои мысли в устной форме.
5. Умение работать в паре.
6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.

7. Учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
8. Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
9. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь
Личностные УУД:
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
4. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном
поведении и поступках.
5. Развивать этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения.
6. Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной
деятельности.
7. Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
8. Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное
отношение к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание
ценностей здоровья.
9. Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований
школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и
дома.
10. Создать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения
учащихся.
11. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности
12. Создать
условия для воспитания положительного интереса к изучаемому
предмету.
13. Создавать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины
при работе
14. Создавать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и
внимательность
15. Создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков
самоконтроля
16. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной
деятельности
Предметные УУД:
Обучающйся должен знать:
1. части слова: корень, окончание, суффикс, приставка;
2. части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их
основные грамматические признаки;
3. члены предложения: главные, второстепенные (без деления второстепенных
членов на виды);
4. слабую и сильную позицию звуков.
Обучающийся должен уметь:

1. согласовывать прилагательные и существительные во всех падежах с предлогом и
без предлога;
2. понимать и активно использовать в речи отработанную лексику, различать и
подбирать антонимы, синонимы;
3. составлять пересказ прочитанного или прослушанного текста с сокращением,
расширением, изменением лица, времени;
4. производить фонетический разбор слов;
5. анализировать морфологическую структуру слова: определять приставку, корень,
суффикс, окончание и опасное место в морфеме;
6. осуществлять синтаксический разбор предложения;
7. орфографически правильно списывать и писать под диктовку текст (60 – 70
слов);
8. писать изложения по коллективно составленному плану.
1.1.6. Характеристика детей с задержкой психического развития, имеющих речевое
заключение: нарушение чтения

и письма, обусловленное несформированностью

языковых средств.
Учащийся испытывает стойкие трудности при усвоении программы начального обучения
общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой
функции

и

психологических

предпосылок

к

овладению

полноценной

учебной

деятельностью.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы:
-отмечаются замены и смешения звуков; причем, поскольку структура речевого дефекта
учащихся

данной

комбинаторностью

категории
различных

является

очень

симптомов

вариативной

речевой

и

патологии,

характеризуется
смешения

по

артикуляторно-акустическим признакам у большинства детей не являются стойкими, за
исключением одного учащегося, у которого речевой компонент в структуре дефекта более
выраженный, что и определяет выбор пар оппозиционных дифференцируемых звуков;
-несформированность фонематического восприятия, выраженная недостаточностью
различения звуков и затруднениями в звуковом анализе и синтезе слов;
-затруднения в воспроизведении слоговой структуры: пропуски, перестановки и
искажения слогов.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы:
-лексический

запас

количественно

и

качественно

неполноценен

(отмечаются

неправомерное расширение или сужение значений слов: ошибки в употреблении слов;
смешение слов по смыслу и акустическим свойствам);
-неумение выделять синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в
своей речевой практике;

-задержка в формировании грамматического строя речи: ошибки словообразовательного
характера,
разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, в
согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, числительных
с существительными, неправильный выбор падежных форм существительных в
словосочетаниях глагол и существительное.
Данный учащийся с РАС с нарушением
несформированностью

языковых

средств,

чтения и письма, обусловленным
имеет

также

ряд

психологических

особенностей, затрудняющих формирование УУД:
Следствия недостаточной
сформированности лексико

Психологические особенности

-грамматических средств языка
-Недостаточное понимание учебных
заданий указаний, инструкций учителя.
-Трудности овладения учебными
понятиями, терминами.
-Трудности формирования и
формулирования собственных
мыслей в пpoцессе учебной работы.
-Недостаточное развитие связной речи.

-Неустойчивое внимание.
-Недостаточная наблюдательность по
отношению к языковым явлениям.
-Недостаточное развитие способности к
переключению.
-Недостаточное развитие словесно
-логического мышления.
-Недостаточная способность к
запоминанию преимущественно словесного
материала.
-Недостаточное развитие самоконтроля,
преимущественно в области языковых
явлений.
-Недостаточная сформированность
произвольности в общении и деятельности.

Следствием указанных особенностей является: 1) недостаточная сформированность
психологических

предпосылок

к

овладению

полноценными

навыками

учебной

деятельности; 2) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей
работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование
деятельности; умение работать в определенном темпе).
II. Содержательный раздел
2.1.Общая характеристика организации работы по программе.
Логопедические занятия проводятся в индивидуальной форме 1 раз в неделю(1 час), 34
занятия в год (34 часа).

Структура логопедического занятия включает мотивационную установку, развитие
фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматические упражнения, развитие
неречевых процессов, рефлексивный анализ.
Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной
речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических
процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные
упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию
внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию
полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;
восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный
поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный,
словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый.
2.2. Направления коррекционной работы
Программа коррекционной работы с детьми с речевой патологией включает в себя
следующие взаимосвязанные направления, определяющие её основное содержание:
-1 этап-«Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи».
-2 этап -«Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств
языка».
-Формирование универсальных учебных действий у обучающегося (личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Основные направления работы
Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о

1.

звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков
анализа

и

синтеза

слогозвукового

состава

слова.

Коррекция

дефектов

произношения.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:


уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее
развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем

овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями
предложений различных синтаксических конструкций.


уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение
словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным
частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться
различными способами словообразования.

2. Формирование связной речи:
Раздел «Предложение»:


анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как
речевые единицы;



проводить качественный и количественный анализ предложений;



обозначать границы предложений на письме;



развивать умения распространять простые предложения;



развивать инициативные формы речи: умение составлять развернутые и
краткие ответы, задавать вопросы, рассуждать;



через различные виды деятельности с деформированным предложением
формировать умения и навыки построения связного высказывания,
предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в
предложении, нарушение порядка слов.

Раздел «Текст»:


формировать умение определять тему текста, основную мысль, отделять
главное от второстепенного;



развивать умение передавать содержание текста, объединять в логической
последовательности несколько предложений соблюдая правила интонации,
порядок слов, используя союзные слова, наречия, местоимения, союзы;



совершенствовать приемы мыслительной обработки текстов: деление по
смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных слов,
составление плана;



понимать,

как

составление

плана

помогает

последовательно

пересказывать;


устанавливать логическую связь и последовательность, точное и четкое
формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
отбор

языковых

средств,

адекватных

смысловой

концепции,

для

построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство,
рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины);


предупреждать искажение содержания, пропуск главных частей, важных
фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное
возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами,
событиями.

3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:


устойчивости внимания;



наблюдательности (особенно к языковым явлениям);



способности к запоминанию;



способности к переключению;



навыков и приемов самоконтроля;



познавательной активности;



произвольности общения и поведения.
4. Формирование полноценных учебных умений:


планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное
осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале;
определение путей и средств достижения учебной цели);



контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения
пользоваться специальными приемами самоконтроля);



работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать;
проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);



применение знаний в новых ситуациях;



анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:



умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на
посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять
позицию ученика);



умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;



умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого
восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в
соответствии с полученной инструкцией;



умения

целенаправленно

и

последовательно

(в

соответствии

с

заданием,

инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и
оценки учителя-логопеда;


ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;



ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной
терминологии;



ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования
связного высказывания);



применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и
итогам учебной работы;



употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;



обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;



пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;



развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение
итогов занятия;



формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;



проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли
руководителя различных видов учебной работы);



соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите,
пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);



составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

2.3.Содержание
Учитывая

специфику нарушений

письменной

речи,

тематическое

планирование

логопедических занятий в 4 классе делится на следующие разделы:
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и
письменной речи.
Задачи:
1.расширить и уточнить словарный запас учащегося как путём накопления новых слов,
являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться
различными способами словообразования;
2.совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;
3.уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и
совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения ребёнком
словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных
синтаксических конструкций;
4.учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое
формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых
средств, адекватных смысловой концепции.

Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки.( часов)
Ударение.
Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Безударные гласные в корне
слова. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание слов с
безударными гласными в корне слова.
Согласные звуки ( часов)
Звонкие и глухие согласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и в
словах со стечением согласных.
Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. Двойные согласные. Двойные
согласные в корне.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Мягкий
знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова).
Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака –
показателя мягкости. Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя
мягкости. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и
твёрдого знаков.
Морфемика и словообразование ( часов)
Корень. Однокоренные слова. Образование однокоренных слов
суффиксальным способами и изменением флексий.

префиксальным,

Различение предлогов и приставок. Дифференциация предлогов и приставок.
Расширение словарного запаса ( часов)
«Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. Подбор
синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий. «Слова-неприятели»
(антонимы). Подбор антонимов. «Слова-близнецы» (омонимы).
Однозначные

и

многозначные

слова.

Многозначность

слова.

Наблюдение

за

изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений.
Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.

Прямое и

переносное значение слова.
Связь слов в словосочетаниях и предложениях ( часов)
Связь

слов

Составление

в

словосочетаниях.

предложений

по

Разбор словосочетаний.
картинкам.

Простые

Определение

предложения.

значения.

Составление

предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение.
Восстановление деформированного текста.
Связная речь (часов)
Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его
началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к
рассказу. Составление рассказа по данному плану.
Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. (2 часа)

2.4. Планируемые результаты
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
5 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов
предложения; морфологический состав слова.
Учащиеся должны уметь:
активно пользоваться различными способами словообразования;
владеть навыками усвоения морфологического состава слова;
владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений
различных синтаксических конструкций;
устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать
мысли в процессе подготовки связного высказывания;
составлять план текста.
2.5.Система оценки достижения планируемых результатов
Списывание, слуховые, зрительные и графические диктанты, выполнение тестовых
заданий и т.п. Приложение 2.
Диагностика состояния речевого развития проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь),
итоговая (май) по методике Фотековой.
2.6. Учебно-методическое обеспечение.
Материально –технические средства обучения:
1.Компьютер –1 шт.
2.Монитор для показа презентаций, картинного материала в электронном виде–1 шт.
3.Доска –1 шт.
Учебно -методические пособия:
1.Индивидуальные зеркала.
2. Буквенный конструктор.
3.Касса букв и звуков.
4.Карточки для индивидуальной работы.
5.Набор тематических картинок для развития лексики и грамматического строя речи.
6.Текст загадок.
7.Сюжетные картинки и серия сюжетных картинок для составления рассказов.
8. Индивидуальная тетрадь.
9. Кроссворды
10. Альбомы для работы над звукопроизношением.

11. Методическая и учебная литература.
Учебно–методические пособия на печатной основе
1.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.
В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой.
–М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. –302.: ил.-(коррекционная педагогика).
2.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.
В 3-х ч. Ч.2: Предложение. Текст.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой.
–М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. –302.: ил.-(коррекционная педагогика).
3.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.
В 3-х ч. Ч.3: Письменная связная речь.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. –
М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010. –120 с.: ил.-(коррекционная педагогика).
4.Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах. Состав
слова. Екатеринбург, 2005.
5.Ефименкова. Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: М.: Просвещение, 1991. –224 с.
6.Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. –М.: Просвещение, 1991. –239 .
7.Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий No 8 «Слова–друзья и слова –
неприятели». Ярославль, 2001.
8.Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой.М.,1995.
9.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников.(Комплект
пособий).М.,2007.
10.Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. – СПб.:
Литера, 2004. – 32 с.
11.Практическое пособие для обучения детей чтению/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.:
Астрель, 2004. – 268 с.
12. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.
13. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.
14. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у
школьников (7 – 10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы,
учителей, логопедов и родителей. – СПб.:КАРО, 2007. – 112 с.
Интернет –ресурсы
1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"http://festival.1september.ru/
2.Психологический центр "Адалин"http://adalin.mospsy.ru/
3.Портал "Логопеды"http://logopedy.ru/portal/
4.Логопункт.http://www.logopunkt.ru/
5.Логопед.http://www.logoped.ru/index.htm/
6.Логопедияhttp://logopediya.com/
7.Логозаврия: сайт детских компьютерных игрhttp://logozavr.ru/
8.Логобургhttp://logoburg.com/

Приложение 1
Тематическое планирование
по логопедической коррекции для учащегося 5-го класса
№

Тема коррекционного занятия

1

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант
слогов, слов, предложений и текстов.
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи,
связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Гласные звуки.
Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль
ударения.
Безударные гласные в корне слова.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне слова
Согласные звуки
Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Непроизносимые согласные.
Двойные согласные.
Мягкий знак.
Твёрдый знак.
Работа на лексическом уровне
Морфемика и словообразование
Корень. Однокоренные слова.
Образование однокоренных слов префиксальным,
суффиксальным способами и изменением флексий.
Различение предлогов и приставок.
Дифференциация предлогов и приставок.
Расширение словарного запаса
«Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов
и синонимов.
«Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов.
«Слова-близнецы» (омонимы).
Однозначные и многозначные слова.
Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью
многозначных слов. Конструирование образных выражений.
Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.
Связь слов в словосочетаниях и предложениях

2

3
4
5
6-7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24

Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний.
Определение значения.
Составление предложений по картинкам.

Дата
проведения

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Простые предложения. Составление предложений по картинкам.
Сложные предложения. Распространение и сокращение.
Восстановление деформированного текста.
Связная речь
Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.
Составление рассказа по его началу.
Составление рассказа по данному концу.
Составление вступления и заключения к рассказу.
Составление рассказа по данному плану.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.

Приложение 2
Диагностические работы
Исследование письма
1. Диктант слов
Яркий, яблоня, ягода, лисенок, клякса, веселый, тюлень, шлюпка, испытание, червяк,
крошки, шнурок, пузыри, озера, записка, засада, бумага, подруга, страны, сверток,
сарафан, штопка, желток, гвоздь, кружка, пастушок, железо, станция, свинец, букашечка,
башмачки, точильщик, хищники, баловница, летчица, горчица, лисички, собачка, аптечка,
форточка, усищи, освещение, решение, вращение, бригада, дубрава, путник, петля.
2. Диктант предложений
Смелый побеждает, трус погибает. (п-б)
В чужом глазу сучок велик. (г-к)
Тот будет рад, кто найдет клад. (д-т)
Важен не обед, а привет. (в-ф)
Кошке смех, а мышке слезы. (з-с)
Хорошую речь хорошо слушать. (ж-ш)
Птицы перекликались со своими птенцами. (с-ц)
Лиса и во сне кур считает. (с-ч)
Яйца курицу не учат. (ц-ч)
Не учи щуку плавать. (ч-щ)
Досталось карасям от щуки. (с-щ)
Речка течет, печка печет. (ч-т)
У щуки и леща серебристая чешуя. (ш-щ)
Больше слушай, меньше говори. (с-ш)
Волк на лужайке – задрожали зайки. (з-ж)
3. Запись текста по одному прослушиванию
Лисица залезла в птичник. Там были утки и куры. Птицы подняли крик. На крик
прибежала птичница. Хитрая лисица выпрыгнула в окно.
4. Списывание предложений с печатного и рукописного текста
5. Составление предложений по сюжетной картинке
6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Тексты для списывания.
Уровень сложности А.
Летом
Было лето. Светило солнце. Ребята гуляли в лесу. Лес был густой. Яша и Гриша ушли в
чащу. Там они ищут грибы. Девочки собирали чернику. Дети гуляли весь день.
(29 слов)
Уровень сложности Б
Зимние забавы
Вечером был мороз. Земля и речка замерзли. Утром дети вышли на улицу. Дуб у крыльца
стоит голый, без листьев. Малыши лепят снежную бабу. Щенок Пушок им помогает.
Саша катается на коньках, а Петр на лыжах.
(37 слов)
Уровень сложности В
Поздняя осень
Наступила поздняя осень. Целый день дует холодный ветер. Небо все в тучах. Пошел
мелкий, но частый дождь. На улицах грязь и лужи. С деревьев опали листья и устали все
дорожки в саду. Начались заморозки. Ночью замерзают лужицы. Приходи, зима, скорей!
(42 слова)
Зима
Наконец кончилась ненастная осень. Наступила морозная зима. Речка покрылась толстым
блестящим льдом. Снег укрыл черную, грязную землю белым пушистым одеялом. Все
деревья стоят в зимнем уборе и тихо покачивают ветвями. Иней красивыми звездочками
сверкает в прозрачном воздухе. Чувствуешь себя бодрым и веселым.
(47 слов)

Тексты для слуховых диктантов
Уровень сложности А
Прогулка
Вот большой лес. За лесом речка. Около речки много цветов. На цветок села бабочка. Зоя
ловит ее сачком. Женя ищет грибы. Саша и Яша нашли ежа. Гриша поймал щуку.
(30 слов)
Осень
Пришла осень. Стал дуть холодный ветер. Чаще идут дожди. У крыльца большие лужи.
Цветы на клумбе завяли. С деревьев падают листья. Вода в реке потемнела. Зоя и Саша
идут в лес. Там они ищут грибы.
(36 слов)
Уровень сложности Б
Летом
Ярко светит ласковое солнце. Цветут цветы. Саша и Илья едут на дачу к бабушке. Хорошо
у бабушки! Там есть березовая роща. За рощей речка. Илья часто ловит удочкой лещей.
Саша в лесу собирает чернику и грибы. Бабушка сварила черничное варенье. Так жили
дети в гостях.
(47 слов)
Уровень сложности В
Весна
Идет долгожданная весна. Солнце светит все ярче. Снег в сугробах уже потемнел и осел.
У крыльца появились большие лужи. Журчат быстрые разговорчивые ручьи. Все деревья
объяты голубой дымкой. На ветках надулись почки. Появились первые весенние
цветочки: фиалки, подснежники. Щедро цветут орешник и ольха. А что это за крик? Это
грачи вьют гнезда на березах. Важно бродят они по огородам, ищут в земле червяков. В
полях зазеленела озимая рожь.
(69 слов)

Тексты для письма по памяти
Уровень сложности А
По золотому морю, под синим небом плывет красный комбайн – хлеб убирает. (С.
Романовский).
(11 слов)
Уровень сложности Б
Жил-был пес Барбоска. У него был друг – кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка
ходил на работу, Барбоска сторожил дом, а кот Васька мышей ловил. (Н. Носов).
(26 слов)
Уровень сложности В
Но вот выдался солнечный денек. Потом другой, третий… Пришла тишина, мягко,
пригрело солнце, подсохла земля, даже дорога стали проезжими. А когда просохли на
деревьях листья, оказалось, что они давно желтые. (А.Яшин).
(30 слов)

Исследование техники чтения
4 класс (1 четверть)
Как собирают клюкву.
Бабушка говорит:
- Завтра пойдём по клюкву. Готовься.
А чего тут готовиться? Я теперь не новичок. Всякую ягоду собирал: и чернику, и малину,
и бруснику. Есть у меня корзинка для ягод и маленький кузовок. Наполнишь его –
высыплешь в корзину. Опять наполнишь – опять высыплешь.
И легко, и удобно.
Утром бабушка поднялась ни свет ни заря. Торопит:
- Ну, приготовился?
- Я давно готов.
- А где вёдра? Куда коромысло широкое подевали? Где совок?
Ничего я не понимаю…
Зачем нужны вёдра и коромысло? Не за водой же бабушка собралась!
А бабушка побежала в сени, гремит чем-то. Принесла два самых больших ведра, потом
коромысло, потом длинный страшный совок с зубьями.
Это-то страшилище для чего?!
Обиделась, что я ничего не приготовил…
Но откуда мне знать, что в нашей деревне клюкву вёдрами носят? И не руками собирают,
а зубастым деревянным совком.
Окуда мне знать, что клюквы на болоте видимо-невидимо? Моховые кочки на болоте
будто киселём облиты. Все красные!
Проведёт бабушка совком, зачерпнёт ягоды с кочки – и полон мой кузовок.
Э.Шим.
4 класс (2 четверть)
Следы.
Распахнулась дверь подъезда. Обгоняя людей, на улицу выбежал пёс. Его рыжий хвост
вначале весело покачивался, потом вдруг замер.
Выпал снег. Первый снег в жизни пса.
Пёс чуть наклонил голову, будто хотел услышать, как опускаются на землю снежинки.
Одна попала ему на нос и тут же растаяла. Пёс мотнул головой и фыркнул. Не
понравилось. Холодно.
Рып, рып – отозвался под лапами сухой наст. Пёс остановился, взглянул вверх и
навострил уши. Тишина не понравилась ему, он трусцой припустил по дорожке.
Рып, рып – смешно и коротко разнеслось в морозном воздухе.
Наконец он понял, что скрипит снег под лапами. Пёс повернулся назад и остановился.
Начал разглядывать свои следы. Они отпечатались на свежем насте так чётко, будто на
снегу разбросали голубые пряники. Пёс смотрел, как снежинки засыпают ямочки,
переступал с места на место и удивлялся новым следам.
В. Бурлак.
4 класс (3 четверть)
Медведь, волк и лиса.
Русская народная сказка.
Набрал медведь ягод и грибов пять коробов и пошёл продавать на базар.
Навстречу тащится Волк – во всём ведает толк, спрашивает:
- Куда, Медведюшка, идёшь, что несёшь?
- Да вот иду продавать ягоды и грибы.
- Да что ты, косолапый не слыхал? Ягоды и грибы теперь не в цене! Давай съедим, а
соберём орехов и продвдим.

Съели они ягоды и грибы полны коробы.
Волк убежал, а Медведь орехов собрал, понёс продавать на базар.
Навстречу плетётся Лиса-кума, спрашивает:
- Куда, Медведюшка, идёшь, что несёшь?
- Да вот иду на продавать орехи.
- Да что ты, косолапый, не слыхал? Орехи теперь не в цене! Давай съедим, а соберём
шишек да желудей и продадим.
Съели они орехи. Лиса убежала, а Медведь шишек да желудей собрал, понёс на базар.
Принёс Медведь шишки да жёлуди на базар, продавать стал. Да за такой товар получил по
спине дубиной, еле в лес умчал.
4 класс (4четверть)
Кукушонок.
Кукушка сидела на берёзе. Вокруг неё то и дело мелькали крылья. Птицы летали между
деревьями, искали уютные уголки, таскали мох, пёрышки, траву. Скоро должны были
появиться на свет маленькие птенчики.
А у Кукушки была своя забота. Она ведь не умеет ни гнезда вить, ни птенцов
воспитывать. Она сидела и думала: «Вот посижу, погляжу на птиц. Кто лучше всех гнездо
выстроит, той и подкину своё яйцо».
Тут на глаза Кукушке попалась Мухоловка-Пеструшка. «Вот отличное гнездо для моего
птенца!» - подумала Кукушка. Она снесла яйцо прямо на землю. Потом схватила его в
клюв и осторожно опустила в гнездо Пеструшки.
«Вот какая я ловкая!» - подумала она улетая.
Пеструшка не умела считать. Она спокойно уселась высиживать птенцов.
В.Бианки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».