Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Славнинская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Новожилова
Торжокского района Тверской области
Согласовано
решение педагогического совета № 1
от « » августа 2022г.
Зам. директора по УВР
/
Утверждаю
Директор школы
А. Н. Филина
/
Адаптированная рабочая программа
по социально – бытовому ориентированию
5 класс (8.2)
На 2022-2023 учебный год
Составитель:
учитель
1 квалификационной категории
Тимофеева Е.В.
п. Славный
2022 г
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
1.
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2.
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию
и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3.
Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
4.
Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
5.
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных
личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения,
сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных
регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования,
отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать,
преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой
деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и
технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование
хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых
знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным
разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и
задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и
сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и
имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки,
практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их
знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение
тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья
необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически
ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав
самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий
службы быта, торговли, связи, транспорта. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм
поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя
основные теоретические сведения, практические работы.
На уроках СБО учитывается дифференциация учащихся.
I группа. Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых
случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в
пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые
приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.
II группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки.
Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно
трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно,
наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников;
работоспособность средняя.
III группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании
выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному
планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с
ошибками; темп работы низкий.
Межпредметные связи:
СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки
денежных переводов и т.п./;
СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.
Учебно-тематический план
предусматривает следующее распределение по часам:
По школьному учебному плану в 5 классе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год.
Количество часов по рабочей программе в 5 классе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Название раздела
«Личная гигиена»
«Одежда и обувь»
«Семья»
«Питание»
«Культура поведения»
«Жилище»
«Транспорт»
«Торговля»
ИТОГО:
Количество
часов
5ч
2ч
2ч
7ч
3ч
5ч
4ч
6ч
34 часа
Реализация практической части рабочей программы по СБО.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках СБО значительное внимание отводится
- экскурсиям (на промышленные предприятия, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение
связи, на транспорт, в различные учреждения)
- практическим работам по разделам «Питание», «Одежда и обувь», Жилище»,
- проведению сюжетно-ролевых игр по разделам «Торговля», «Семья», «Жилище»,
- демонстрации видеофильмов, презентаций.
в 5 классе:
формы включения НРК:
- элементы урока (5 мин.)
Распределение НРК по крупным темам в 5 классе:
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема
«Личная гигиена»
«Одежда и обувь»
«Семья»
«Питание»
«Культура поведения»
«Жилище»
«Транспорт»
«Торговля»
ИТОГО:
Количество
уроков
2
1
1
1
3
3
3
14
Реализация коррекционной работы по крупным темам предмета СБО:
Планирование коррекционной работы СБО в 5 классе (8.2)
№
п/п
Крупные темы
Кол-во
часов
Коррекционная работа
1
«Личная гигиена»
5
Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной
гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода
за ними.
2
«Одежда и обувь»
2
Развивать логическое восприятие при распределении одежды и обуви на
категории: по сезонам и назначению.
3
«Семья»
2
Активизировать
процессы
припоминания при
восстановлении
родственных отношений в семье и записывании фамилии, имени, отчества
своих близких родственников.
4
«Питание»
7
Развивать мелкую моторику рук и эстетическое восприятие при
знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке
кухонного стола.
5
«Культура поведения»
3
Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при
формировании навыков культурного поведения в процессе общения со
старшими и сверстниками.
6
«Жилище»
5
Развивать пространственную ориентировку при знакомстве с жилыми
помещениями и их назначением.
7
«Транспорт»
4
Развивать осознанное восприятие в процессе знакомства с городским
транспортом и правилами поведения в нем.
8
«Торговля»
6
Развивать пространственную ориентировку и зрительное внимание при
знакомстве с видами торговых предприятий и правилами приобретения
товаров.
II. Основное содержание предмета, практические работы по СБО
Краткое содержание рабочей программы по СБО (по крупным разделам программы)
5 класс
№
п/п
1
Темы
«Личная гигиена»
2
«Одежда и обувь»
3
«Семья»
4
«Питание»
5
«Культура поведения»
6
«Жилище»
7
«Транспорт»
8
«Торговля»
Краткое содержание тем
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения
утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Значение зрения в
жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению. пагубное влияние на
курение, алкоголя на здоровье и развитие детского организма. Воспитание силы воли.
Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и
назначения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.
Семья, родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся. Взаимоотношение между
членами семьи и взаимопомощь.
Значение питания в жизнедеятельности людей. Разнообразие продуктов, составляющих рацион
питания. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Место
приготовление пищи и оборудование его. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.
Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Сервировка стола.
Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы
исправления осанки. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.
Правила поведения за столом.
Виды жилых помещений в городе и селе. Виды жилья: собственное, государственное.
Варианты квартир, подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Почтовый
адрес дома, школы.
Виды транспортных средств. Проезд в школу и домой. Поведение в транспорте и на улице.
Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Виды торговых предприятий, их значение для обеспечения жизни и деятельности людей и
животных. Продуктовые магазины и их отделы. Продуктовые специализированные магазины.
Виды товаров фасованные, на развес и розлив. Порядок приобретения товаров. Срок годности и
стоимость, хранение.
В рабочей программе СБО предусмотрены следующие уроки:
Беседы
Практические работы
Экскурсии
Сюжетно-ролевые игры
III. Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса (8.2)
1. Обучающиеся должны знать:
Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила
сервировки стола и мытья посуды.
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при
чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.
Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)
Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.
Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и
сверстниками, правила поведения за столом.
Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы, правила организации рабочего места школьника.
Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила
передвижения на велосипеде.
Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.
2. Обучающиеся должны уметь:
Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила
безопасной работы с острыми предметами
Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать
вещи индивидуального пользования, беречь зрение.
Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую
одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
Различать виды бутербродов, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к
завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу и омлет, нарезать вареные овощи кубиками и соломкой,
накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим
средствам.
Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.
Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,
Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.
Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.
Выбирать необходимые продукты питания, округленно подсчитывать сумму и сдачу, культурно вести себя с работниками торговли.
IV. Контрольно – измерительные материалы.
Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:
Тестов
Кроссвордов
Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
Практических работ.
В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.
Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическими особенностями обучающегося.
В конце года проводится итоговый контроль по изученному материалу в виде теста.
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающегося, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
самостоятельность ответа;
умение переносить полученные знания на практику;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Календарно - тематическое планирование по курсу «Социально – бытовое ориентирование»
№
п/п
I
1
Тема
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА –
5 часов
Личная гигиена, её
значение для жизни и
здоровья человека.
Утренний и вечерний
туалет.
Колво
часов
1
1
Вред
Содержание в чистоте
вещей личного пользования.
Здоровье
и
красота прически.
1
3
Гигиена зрения, правила бережного отношения при чтении и
просмотре телевизора.
Значение зрения в
жизни человека.
Правила
бережного
отношения к зрению
Пагубное
влияние
1
5
Выполнение
практической части
программы
Основные понятия,
словарь
Понятие
«Личная
гигиена»
Значение
Последовательность
выполнения утреннего
туалета
Последовательность
выполнения вечернего
туалета.
Предметы
личной
гигиены
Их назначение
Способы ухода.
Формирование прически,
значение.
Значение зрения
Правила
бережного
отношения
Способы расслабления
зрения после чтения и
просмотра телевизора.
1
2
4
Дата
алкоголя
на
Примечание
-выполнение
утреннего и вечернего
туалета:
- чистка зубов, мытьё
рук, лица, ушей, шеи,
ног;
расчёсывание
волос, подмывание на
ночь.
- стрижка ногтей и
уход за кожей рук, Зарисовка
ног,
используя предметов
детский крем;
личной гигиены.
-стирка
носового
платочка,
трусиков,
носок;
Запись
гимнастики для
глаз.
алкоголя и курения на
детский организм.
II
6
ОДЕЖДА И ОБУВЬ –
2 часа.
Значение
одежды,
головных уборов и
обуви для человека.
растущий организм
Вред курения
Воспитание силы воли.
1
Значение
Разновидности одежды
Разновидности обуви
Разновидности головных
уборов.
-различать одежду и
обувь в зависимости
от их назначения:
повседневная,
праздничная, рабочая,
спортивная;
Зарисовки
одежды, обуви и
головных
уборов.
-подбирать одежду,
обувь, головной убор
по сезону;
7
Правила и приёмы
повседневного ухода за
одеждой и обувью
III
8
СЕМЬЯ – 2 часа.
Семья,
родственные
отношения в семье.
9
Состав семьи учащихся. Взаимоотношения
между членами семьи.
1
Поддержание одежды и -сушить и чистить
одежду
обуви в порядке
Правила ухода (сушка,
Зарисовки обуви
чистка)
Воспитание
полезной
Демонстрация чистки
привычки.
обуви.
1
Понятие «Семья»
Родственные отношения
в семье
Составление
родового
дерева.
1
Запись ФИО членов
Взаимоотношения
семьи.
между членами семьи
Запись фамилии, имени,
Беседа о своей
семье,
составление
родового дерева.
ПР
отчества каждого члена
семьи
ПИТАНИЕ – 7 часов
Значение питания в
жизни и деятельности
человека.
1
Разнообразие
продуктов питания.
1
12
Влияние правильного
режима и рационального
питания
на
здоровье детей.
1
13
Место приготовления
пищи
и
его
оборудование. Правила
и приёмы ухода за
посудой.
Приготовление пищи,
не требующей тепловой
обработки. Бутерброды.
ПР
1
IV
10
11
14
15
Горячие напитки.
Приготовление
овощного салата. ПР
1
1
Понятие «Питание»
Значение питания
Содержание
полезных
веществ в продуктах
(витамины)
Группы продуктов по
происхождению
(растительная, животная)
Понятие
«Режим
питания»
Значение
правильного
режима питания
Распределение приемов
пищи по часам.
Назначение кухни
Оборудование кухни
Разновидности посуды
Правила
ухода
за
посудой.
Понятие «Бутерброд»
Виды бутербродов
Последовательность
приготовления
Соблюдение
техники
безопасности при работе
с режущими приборами.
-прочитать
рецепт
блюда,
подобрать
продукты для его
приготовления;
Зарисовка
продуктов
растительного и
животного
происхождения.
-
Зарисовка часов
с определением
времени
для
приёма пищи.
Зарисовка
посуды.
Приготовление
простых бутербродов.
нарезать хлеб. Сырые
и вареные овощи;
-строго
соблюдать
правила безопасной
работы
режущими
инструментами.
Приготовление чая и Подбор
Разновидности салатов
овощного салата.
рецептов
Порядок приготовления
салатов.
Подготовка и нарезка
овощей.
Заправка салата,
Подача к столу.
16
Сервировка стола. ПР
1
Понятие
«сервировка Демонстрация
сервировки стола.
стола»
Назначение
Правила расположения
посуды
и
столовых
приборов на столе.
V
КУЛЬТУРА
ПОВЕДЕНИЯ – 3 часа.
Значение осанки при
ходьбе, в положении
сидя и стоя для общего
состояния здоровья. ПР
1
Демонстрация
Запись
Значение осанки
упражнений
для упражнений
и
Правила
укрепления
осанки.
их
выполнение.
предупреждения
искривления осанки.
Способы исправления в
домашних условиях.
Вежливое обращение к
взрослым
Правила обращения к
сверстникам
Способы обращения с
просьбой и вопросами.
Поведение дежурного
Поведение во время
приемы пищи.
Действия после приёма
пищи.
17
18
Формы обращения к
старшим и сверстникам
при встрече и расставании.
1
19
Правила поведения за
столом.
1
VI
ЖИЛИЩЕ –
5 часов.
Виды жилых помещений в городе и селе.
20
1
Виды жилых помещений
(по материалу)
Зарисовка
расположения
столовых
приборов,
относительно
тарелки.
Зарисовка
собственного
Виды
отопления
городе и селе.
в
21
Разновидности жилья:
частное и государственное.
1
22
Варианты квартир и
подсобных помещений.
1
23
Организация рабочего
места школьника.
1
Виды жилых помещений
(по способы проживания
людей)
Отличия
городских
домов от сельских
Частное
жилье,
его
особенности
Государственное жилье,
его особенности.
24
Почтовый адрес дома и
школы. ПР
1
VII
25
ТРАНСПОРТ – 4 часа.
Виды
транспортных
средств города.
1
26
Проезд
до
школы.
Правила поведения в
1
дома.
Отдельные комнаты
Смежные комнаты
Комнаты по назначению
Подсобка, кладовка.
Особенности организации рабочего места
Назначение
Соблюдение распорядка
дня.
почтового Уточнить
и
Что входит в почтовый Запись
адреса дома и школы. запи-сать адрес
адрес
по плану
Написание
почтового
адреса дома
Адрес школы.
Понятие «Транспорт»
Разновидности
транспорта (по способу
передвижения)
Транспорт города УланУдэ
Составление
рационального маршрута
-соблюдать правила
поведения
в
общественном
транспорте (правила
посадки,
покупки
билета, поведение в
салоне и при выходе
на улицу);
Зарисовки
разных
видов
транспорта.
Зарисовка
маршрута
транспорте и на улицах
города.
27-28 Правила
и
знаки
дорожного движения.
2
VIII
29
30
ТОРГОВЛЯ – 7 часов.
Виды торговых предприятий. Их назначение
для обеспечения жизни
и деятельности человека.
Продуктовые магазины
и их отделы.
1
Торговые предприятия
Назначение
Характерные различия.
1
Назначение продуктовых
магазинов
Разновидности
продуктовых магазинов
Отделы, их назначение
Специализированные
магазины
«булочная»,
«кулинария», «Овощи и
фрукты»
фасованный товар
товар на розлив
товар на разновес.
рассмотреть, выбрать
занять очередь
подсчитать сумму и
31
Продуктовые
специализированные
магазины.
1
32
Виды товаров, отпускаемых в продуктовых
магазинах
Порядок приобретения
товаров в продуктовых
магазинах.
1
33
до школы
Правила поведения в
транспорте
Правила поведения на
улицах города, села
Элементарные правила
дорожного движения
Знаки
дорожного
движения,
встречающиеся по пути
Назначение
знаков
дорожного движения
1
-соблюдать правила
дорожного движения;
-различать
знаки Зарисовка
дорожного движения
знаков
дорожного
движе-ния.
Зарисовка
продуктов
по
отделам.
-округлённо
Подбор
подсчитать сумму на загадок.
приобретённые
продукты;
-оплатить, проверить
чек и сдачу;
-культурно вести себя
с
работниками
Запись
торговли.
правил покупки
товара
34
Хранение
продуктов
питания. Срок годности
продовольственных
товаров.
Экскурсия
в
продуктовый магазин.
ПР
1
сдачу
оплатить
и
поблагодарить
сохранить чек.
хранение
фасованных
продуктов
хранение продуктов на
розлив
хранение продуктов на
разновес.
скоропортящиеся
продукты
определение
срока
годности (по запаху, по
виду, по вкусу)
местонахождение
продуктового магазина
наблюдение
за
приобретением товара
правила поведения.
Зарисовка
холодильника и
загадка.
-выбрать
необходимые
продукты питания с
учётом
срока
Отчет
годности;
плану.
Экскурсия
в
продуктовый магазин
по
Список литературы для подготовки проведения учебных занятий по предмету СБО
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел
«Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»,
2010.
2. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной)
образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной
отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические
материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2007.
5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.:
АРКТИ, 2005.
6. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для умственно отсталых детей. Практическое пособие. Ярославль: Академия холдинг,2003.
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/
Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика)
7. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII
вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 136 с.: ил. –
(Коррекционная педагогика).
8. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида: Методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с. – (Коррекционная школа).
9. Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 576с.: ил.
10. Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВЕЧЕ, 2004.- 400с.: ил.
11. Энциклопедия этикета для детей. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.- 382 с.
12. Популярный медицинский справочник. Под ред. Проф. В.А. Василенко, - М.: Вече, 2007. – 400с.
13. Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.
14. Лихачева Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках/ Рисунки Бартова А. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное
издательство; Уральское издательство, 2000. – 320с.: ил.
15. Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.