Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Славнинская средняя общеобразовательная школа имени Н.П.Новожилова Утверждаю Директор МБОУ Славнинская СОШ А. Н. Филина ПОЛОЖЕНИЕ О системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи в МБОУ Славнинская СОШ 1 1. Общие положения 1.1 Настоящее Положение «О системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи» (далее – Положение) разработано с целью организации деятельности образовательных учреждений Тверской области в рамках национального проекта «Успех каждого ребенка» и ориентировано на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся. 1.2. Положение составлено в соответствии с со следующими нормативными правовыми документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями); - Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 03.04.2012 №Пр-827); - постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей,проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» (с изменениями и дополнениями) (далее - Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239); - поручение Правительства РФ от 27.05.2015 № З274п-П8 «Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы»; распоряжение Министерства просвещения РФ от 05.12.2019 № Р-122 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и развитию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта фонда «Талант и успех» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»»; 1.3. Целью работы с одаренными обучающимися является выявление одаренных детей, проживающих на территории Тверской области, сопровождение и мониторинг их дальнейшего развития. Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких– либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в учреждении образования. 1.4. Для достижения цели ставятся следующие задачи: - выявление, поддержка, развитие способностей и талантов у детей и молодёжи, в том числе у обучающихся с ОВЗ; - разработка программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи; - содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодёжи в ПОО и ОО ВО; - осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия; - разработка диагностического инструментария для выявления способностей и талантов у детей и молодёжи; - осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодёжи; - содействие подготовке педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодёжи; - осуществление государственно-частного партнёрства для поддержки способных и талантливых детей и молодёжи. 2. Выявление одаренных детей 2.1. МБОУ Славнинская СОШ: 2.1.1. разрабатывает и реализует программу образовательной организации по работе с одаренными детьми; 2.1.2. проводит психолого-диагностический мониторинг по выявлению детской одаренности; 2.1.3.обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в следующих 2 формах: - индивидуальная и групповая работа с одаренными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки; - профессиональная ориентация высокомотивированных детей посредством повышения их мотивации к проектно-исследовательской, трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда; - психолого-педагогическая поддержка семьям, имеющим одаренных детей; - создает условия для педагогических кадров по повышению профессиональных компетентностей в работе с одаренными детьми; - обобщает педагогический опыт работы с одаренными детьми; - создает условия и обеспечивает участие обучающихся в мероприятиях муниципального перечня конкурсных мероприятий; - является площадкой для проведения конкурсных мероприятий, обеспечивает участие педагогов и обучающихся в конкурсных мероприятиях; -организует поддержку и сопровождение одаренных детей, являющихся победителями на муниципальном уровне, для участия в конкурсных мероприятиях на региональном и всероссийском уровнях; -размещает информацию по работе с одаренными детьми на сайте образовательной организации. 3. Работа с одаренными детьми 3.1. Принципы работы 3.1.1. Индивидуализация обучения - наличие индивидуального плана обучения учащихся 3.1.2. Принцип опережающего обучения. 3.1.3. Принцип комфортности в любой деятельности. 3.1.4. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных учащихся. 3.1.5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности и дополнительного образования. Принцип развивающего обучения. 3.1.6. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. 3.1.7. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. 3.1.8. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. 3.2. Работа с одаренными учащимися начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. 3.3. Заместитель директора по учебно-методической работе осуществляет общее руководство работой с одаренными учащимися. 3.4. Учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, тренеры осуществляют сопровождение одаренных обучающихся. 3.5. Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме кружков, предметных олимпиад, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества, индивидуальных и групповых занятий. 3.6. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода. Участники реализации работы с одаренными обучающимися Участниками реализации работы с одаренными учащимися являются: Администрация школы (директор, заместители); Руководители школьных методических объединений; Учителя-предметники; 4. 3 Классные руководители; Руководители кружка и секций (педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели); Родители одаренных учащихся; Педагог-психолог; Библиотекарь; Одаренные учащиеся. Мониторинг системы выявления, поддержки и развития способностей 5.1. Мониторинг направлен на получение информации о наличии условий, обеспечивающих эффективность работы системы выявления, поддержки и развития талантов у детей и результатах деятельности по поступлению способных и талантливых детей в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования и по подготовке педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов. 5.2. Мониторинг основан на принципах системности, объективности и достоверности информации, полученных результатов, обеспечивающих принятие эффективных управленческих решений. 5.3. Целью Мониторинга является обеспечение объективного анализа состояния региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и ее результатов. 5.4. Основные задачи Мониторинга: - разработка и использование единых подходов для построения систематического, эффективного взаимодействия всех групп субъектов по вопросам сопровождения выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей; - формирование и внедрение единых требований к качеству работы по сопровождению выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей; - выявление актуального состояния системы работы по сопровождению выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей Тульской области; - изучение динамики развития процессов работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей. 5.5. Мониторинг проводится ежегодно в апреле-мае за год, предшествующий проведению мониторинга. 5.6. В качестве источников информации при проведении мониторинга используются: - отчет о самообследовании образовательной организации; - статистические и аналитические материалы, предоставляемые образовательными организациями; статистические материалы о реализации Регионального проекта «Успех каждого ребенка», Федерального проекта «Успех каждого ребенка», Национального проекта «Образование»; - статистические материалы по проведению муниципальных, региональных этапов мероприятий, входящих в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научноисследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурноспортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, утверждённого Министерством просвещения Российской Федерации; - материалы по результатам аналитической деятельности, содержащие управленческие решения (приказы, распоряжения, протоколы и другие материалы); - аналитические справки, информация об уровне повышения квалификации педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов детей. 5.7. Оценке подлежит содержание материалов, представленных в комплексе, одни и те же материалы могут быть представлены по нескольким направлениям, если их содержание соответствует позициям оценивания каждого из направлений. 5. 4 Приложение Показатели и критерии системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся в МБОУ Славнинской СОШ № п/п Наименование показателя Критерий оценки Метод сбора информации Значение показателя эффективности* Самооценка Подтверждающие документы Выявление способностей и талантов у детей и молодёжи 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. Создание условий для выявления способностей и талантов обучающихся Наличие нормативных правовых документов, да/нет Наличие: 1 балл; обеспечивающих выявление, поддержку и развитие Указание ссылки сайта Отсутствие: 0 баллов. способностей и талантов у детей и молодежи Факт наличия на сайте да/нет Наличие: 1 балл; Наличие раздела «Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и Указание ссылки раздела на Отсутствие: 0 баллов. молодежи» на информационном ресурсе сайте Количество проведенных мероприятий (конкурсов, количество (ед.) Более 40: 3 балла; фестивалей, конференций, соревнований и др.), Наличие утвержденного Более 30: 2 балла; направленных на выявление способностей и талантов плана или перечня приказов Более 20: 1 балл. детей и молодежи о проведении мероприятий Охват обучающихся мероприятиями, направленными на выявление способностей и талантов детей и молодежи Численность/ удельный вес численности учащихся, Наличие обучающихся, принявших участие в региональных этапах участвующих в конкурсах: Всероссийских конкурсов, региональных конкурсах, 1 балл. количество/доля (чел./ %) Отсутствие обучающихся, участвующих в конкурсах: 0 баллов Численность/ удельный вес численности учащихся, Наличие обучающихся, принявших участие в мероприятиях, входящих в участвующих в конкурсах: Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) 1 балл. Отсутствие творческих конкурсов, мероприятий, направленных обучающихся, на развитие интеллектуальных и творческих участвующих в конкурсах: способностей, способностей к занятиям физической 0 баллов культурой и спортом, интереса к научной (научно- количество/доля (чел./ %) исследовательской), инженернотехнической, изобретательской, творческой, физкультурноспортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, утверждённого Министерством просвещения 5 2.3. № п/п Численность/удельный вес численности учащихся победителей и призеров (олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций, соревнований и др.) направленных на выявление способностей и Наименование показателя талантов детей и молодежи в том числе: на региональном уровне на федеральном уровне на международном уровне 2.4. Численность/удельный вес численности учащихся победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников Наличие победителей и призеров международного уровня: 3 балла; федерального уровня: 2 Критерий оценки Метод Значение показателя Самооценка сбора информации эффективности* балла; регионального уровня: 1 (чел./ %) балл; (чел./ %) (каждый уровень учитывается 1 раз максимально: 6 баллов). (чел./ %) Отсутствие победителей и призеров: 0 баллов Наличие победителей: 2 балла; Наличие призеров: 1 балл; (каждый уровень количество/доля (чел./ %) учитывается 1 раз максимально: З балла). Отсутствие победителей и призеров: 0 баллов количество/доля всего (чел./ %) Подтверждающие документы Поддержка способностей и талантов у детей и молодёжи 3. Информирование обучающихся и родителей о мероприятиях, направленных на выявление способностей и талантов у детей и молодежи 4. Численность талантливых детей и молодежи, получающих поддержку на региональном/муниципальном уровне (стипендии, премии) указание ссылки сайта Наличие: 2 балла; Наличие на сайте (сайтах) Частично:1балл: актуальной информации о Отсутствие: 0 баллов мероприятиях Наличие количество стипендиатов: 1 балл; (чел.) Отсутствие: 0 баллов 6 Наличие психолого-педагогической и методической поддержки обучающихся с повышенным уровнем способностей и их родителей 5. № п/п 6. Наименование показателя Численность/ удельный вес численности учащихся, принявших участие в профильных сменах на базе детских оздоровительных центров: региональных федеральных да/нет Наличие: 2 балла; Показатель Частично: 1 балл; подтверждается справкой. Отсутствие: 0 баллов В справке в свободной форме дается краткий отчёт о работе специалистов (психолога, педагога, методиста) по оказанию поддержки учащимся с повышенным уровнем способностей, а также их родителям (кто ведет работу, как она отражается документально, количество Критерий оценки Метод сбора информации обращений к специалистам и т.п.) количество/доля всего (чел./ %) (чел./ %) Значение показателя эффективности* Самооценка Подтверждающие документы Наличие обучающихся: 1 балл; Отсутствие обучающихся: 0 баллов Развитие способностей и талантов у детей и молодёжи 7. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей (в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет) по направлениям: научно-техническое естественнонаучное художественное физкультурно-спортивное социально-педагогическое туристско-краеведческое всего Более 50%: 3 балла; Более 40%: 2 балла; Менее 40%: 1 балл. доля (%) доля (%) доля (%) доля (%) доля (%) доля (%) 7 8. 9. 10. 12. Численность обучающихся, охваченных деятельностью центра «Точка роста», направленных на обеспечение доступности программ естественнонаучной и технической направленностей Разработка и реализация образовательных программ, направленных на работу с талантливыми детьми и молодежью Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих программы дополнительного образования Наличие победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ, членов сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю ВсОШ или международной олимпиады, принятых на очную форму обучения на первый курс по программам бакалавриата и специалитета без вступительных испытаний количество (чел.) да/нет доля (%) (в том числе в дистанционной форме) количество (чел.) Наличие обучающихся: 2 балла. Отсутствие обучающихся: 0 баллов Наличие: 1 балл; Отсутствие: 0 баллов Более 30%: 2 балла; Менее 30%: 1 балл. Наличие победителей: 3 балла; Наличие призеров: 2 балла; Отсутствие: 0 баллов 8 № п/п Наименование показателя Критерий оценки Метод сбора информации Значение показателя эффективности* Самооценка Подтверждающие документы Подготовка педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов 13. Создание условий для повышения квалификации специалистов и педагогов, занятых в практической деятельности по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодежи 14. Доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших курсы повышения квалификации по работе с одарёнными детьми (программы повышения квалификации, семинары, стажировки в очной и дистанционной формах) 15. Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование и поддержку сообщества специалистов и педагогов, занятых в системе по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодежи Трансляция лучших практик по выявлению, поддержке и развитию талантов и способностей у детей и молодежи 16. да/нет Организация курсов повышения квалификации, семинаров (в очной и дистанционной формах) в муниципальных образованиях доля (%) Отношение количества педработников, работающих по основному месту работы и прошедших за последние 5 лет курсы повышения квалификации по вопросам работы с одарёнными детьми и молодежью к общему числу педработников (каждый педагог учитывается не более одного раза) Наличие: 2 балла; Отсутствие: 0 баллов Более 5% :2 балла; Менее 5 % : 1 балла; Отсутствие: 0 баллов Наличие: 1 балл; количество (ед.) Отсутствие: 0 баллов Информационная справка, с указанием мероприятий да/нет указание ссылки сайта Факт наличия на сайте (сайтах) актуальной информации Наличие: 2 балла; Отсутствие: 0 баллов *43-35 балла - высокая эффективность деятельности по обеспечению выявления, поддержки и развития способностей и талантов; 34-20 баллов - средняя эффективность деятельности по обеспечению выявления, поддержки и развития способностей и талантов; менее 20 баллов - низкая эффективность деятельности по обеспечению выявления, поддержки и развития способностей и талантов. 9