Положение о системе выявления и развития талантов у детей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Славнинская средняя
общеобразовательная школа имени Н.П.Новожилова

Утверждаю
Директор МБОУ Славнинская СОШ
А. Н. Филина

ПОЛОЖЕНИЕ
О системе выявления, поддержки и развития способностей
и талантов у детей и молодёжи в
МБОУ Славнинская СОШ

1

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение «О системе выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодёжи» (далее – Положение) разработано с целью организации деятельности
образовательных учреждений Тверской области в рамках национального проекта «Успех каждого
ребенка» и ориентировано на развитие интеллектуальных, физических, художественных,
творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
1.2. Положение составлено в соответствии с со следующими нормативными правовыми
документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями);
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена
Президентом РФ 03.04.2012 №Пр-827);
- постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления
детей,проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» (с
изменениями и дополнениями) (далее - Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239);
- поручение Правительства РФ от 27.05.2015 № З274п-П8 «Комплекс мер по реализации
Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020
годы»; распоряжение Министерства просвещения РФ от 05.12.2019 № Р-122 «Об утверждении
Методических рекомендаций по созданию и развитию региональных центров выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта
фонда «Талант и успех» в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей,
показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование»»;
1.3. Целью работы с одаренными обучающимися является выявление одаренных детей,
проживающих на территории Тверской области, сопровождение и мониторинг их дальнейшего
развития.
Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких–
либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво
проявляются на протяжении его пребывания в учреждении образования.
1.4. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- выявление, поддержка, развитие способностей и талантов у детей и молодёжи, в том числе у
обучающихся с ОВЗ;
- разработка программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и
талантов у детей и молодёжи;
- содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодёжи в ПОО и ОО
ВО;
- осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия;
- разработка диагностического инструментария для выявления способностей и талантов у детей
и молодёжи;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и
молодёжи;
- содействие подготовке педагогических работников по вопросам развития способностей и
талантов у детей и молодёжи;
- осуществление государственно-частного партнёрства для поддержки способных и
талантливых детей и молодёжи.
2. Выявление одаренных детей
2.1. МБОУ Славнинская СОШ:
2.1.1. разрабатывает и реализует программу образовательной организации по работе с одаренными
детьми;
2.1.2. проводит психолого-диагностический мониторинг по выявлению детской одаренности;
2.1.3.обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в следующих

2

формах:
- индивидуальная и групповая работа с одаренными детьми по формированию и развитию их
познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
- профессиональная ориентация высокомотивированных детей посредством повышения их
мотивации к проектно-исследовательской, трудовой деятельности по профессиям, специальностям,
направлениям подготовки, востребованным на рынке труда;
- психолого-педагогическая поддержка семьям, имеющим одаренных детей;
- создает условия для педагогических кадров по повышению профессиональных компетентностей в
работе с одаренными детьми;
- обобщает педагогический опыт работы с одаренными детьми;
- создает условия и обеспечивает участие обучающихся в мероприятиях муниципального перечня
конкурсных мероприятий;
- является площадкой для проведения конкурсных мероприятий, обеспечивает участие педагогов и
обучающихся в конкурсных мероприятиях;
-организует поддержку и сопровождение одаренных детей, являющихся победителями на
муниципальном уровне, для участия в конкурсных мероприятиях на региональном и всероссийском
уровнях;
-размещает информацию по работе с одаренными детьми на сайте образовательной организации.
3. Работа с одаренными детьми
3.1. Принципы работы
3.1.1. Индивидуализация обучения - наличие индивидуального плана обучения учащихся
3.1.2. Принцип опережающего обучения.
3.1.3. Принцип комфортности в любой деятельности.
3.1.4. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
одаренных учащихся.
3.1.5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности и дополнительного
образования. Принцип развивающего обучения.
3.1.6. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
3.1.7. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя.
3.1.8. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи,
наставничества.
3.2. Работа с одаренными учащимися начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается
вместе с окончанием учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3.3. Заместитель директора по учебно-методической работе осуществляет общее
руководство работой с одаренными учащимися.
3.4. Учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования,
тренеры осуществляют сопровождение одаренных обучающихся.
3.5. Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме
кружков, предметных олимпиад, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в праздниках,
самостоятельного создания продуктов детского творчества, индивидуальных и групповых занятий.
3.6. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности,
оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии,
использование исследовательского и проектного метода.

Участники реализации работы с одаренными обучающимися
Участниками реализации работы с одаренными учащимися являются:
Администрация школы (директор, заместители);
Руководители школьных методических объединений;
Учителя-предметники;
4.

3

Классные руководители;
Руководители кружка и секций (педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели);
Родители одаренных учащихся;
Педагог-психолог;
Библиотекарь;
Одаренные учащиеся.
Мониторинг системы выявления, поддержки и развития способностей
5.1. Мониторинг направлен на получение информации о наличии условий, обеспечивающих
эффективность работы системы выявления, поддержки и развития талантов у детей и результатах
деятельности по поступлению способных и талантливых детей в профессиональные
образовательные организации и образовательные организации высшего образования и по
подготовке педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов.
5.2. Мониторинг основан на принципах системности, объективности и достоверности
информации, полученных результатов, обеспечивающих принятие эффективных управленческих
решений.
5.3. Целью Мониторинга является обеспечение объективного анализа состояния
региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и ее
результатов.
5.4. Основные задачи Мониторинга:
- разработка и использование единых подходов для построения систематического, эффективного
взаимодействия всех групп субъектов по вопросам сопровождения выявления, поддержки и
развития способностей и талантов у детей;
- формирование и внедрение единых требований к качеству работы по сопровождению выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей;
- выявление актуального состояния системы работы по сопровождению выявления, поддержки и
развития способностей и талантов у детей Тульской области;
- изучение динамики развития процессов работы по выявлению, поддержке и развитию
способностей и талантов у детей.
5.5. Мониторинг проводится ежегодно в апреле-мае за год, предшествующий проведению
мониторинга.
5.6. В качестве источников информации при проведении мониторинга используются:
- отчет о самообследовании образовательной организации;
- статистические и аналитические материалы, предоставляемые образовательными организациями;
статистические материалы о реализации Регионального проекта «Успех каждого ребенка»,
Федерального проекта «Успех каждого ребенка», Национального проекта «Образование»;
- статистические материалы по проведению муниципальных, региональных этапов мероприятий,
входящих в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов,
мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей,
способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научноисследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурноспортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных
достижений, утверждённого Министерством просвещения Российской Федерации;
- материалы по результатам аналитической деятельности, содержащие управленческие решения
(приказы, распоряжения, протоколы и другие материалы);
- аналитические справки, информация об уровне повышения квалификации педагогических
работников по вопросам развития способностей и талантов детей.
5.7. Оценке подлежит содержание материалов, представленных в комплексе, одни и те же
материалы могут быть представлены по нескольким направлениям, если их содержание
соответствует позициям оценивания каждого из направлений.
5.

4

Приложение

Показатели и критерии
системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся
в МБОУ Славнинской СОШ
№
п/п

Наименование показателя

Критерий оценки Метод
сбора информации

Значение показателя
эффективности*

Самооценка

Подтверждающие документы

Выявление способностей и талантов у детей и молодёжи
1.
1.1.

1.2.

1.3.

2.
2.1.

2.2.

Создание условий для выявления способностей и талантов обучающихся
Наличие нормативных
правовых документов,
да/нет
Наличие: 1 балл;
обеспечивающих выявление, поддержку и развитие Указание ссылки сайта
Отсутствие: 0 баллов.
способностей и талантов у детей и молодежи
Факт наличия на сайте
да/нет
Наличие: 1 балл;
Наличие раздела «Система выявления, поддержки и
развития способностей и талантов у детей и Указание ссылки раздела на Отсутствие: 0 баллов.
молодежи» на информационном ресурсе
сайте
Количество проведенных мероприятий (конкурсов,
количество (ед.)
Более 40: 3 балла;
фестивалей, конференций, соревнований и др.), Наличие утвержденного
Более 30: 2 балла;
направленных на выявление способностей и талантов плана или перечня приказов Более 20: 1 балл.
детей и молодежи
о проведении мероприятий
Охват обучающихся мероприятиями, направленными на выявление способностей и талантов детей и молодежи
Численность/ удельный вес численности учащихся,
Наличие
обучающихся,
принявших участие в региональных этапах
участвующих в конкурсах:
Всероссийских конкурсов, региональных конкурсах,
1 балл.
количество/доля (чел./ %)
Отсутствие обучающихся,
участвующих в конкурсах:
0 баллов
Численность/ удельный вес численности учащихся,
Наличие обучающихся,
принявших участие в мероприятиях, входящих в
участвующих в конкурсах:
Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или)
1 балл. Отсутствие
творческих конкурсов, мероприятий, направленных
обучающихся,
на развитие интеллектуальных и творческих
участвующих в конкурсах:
способностей, способностей к занятиям физической
0 баллов
культурой и спортом, интереса к научной (научно- количество/доля (чел./ %)
исследовательской),
инженернотехнической,
изобретательской,
творческой,
физкультурноспортивной деятельности, а также на пропаганду
научных знаний, творческих и спортивных
достижений,
утверждённого
Министерством
просвещения

5

2.3.

№
п/п

Численность/удельный вес численности учащихся победителей и призеров (олимпиад, конкурсов,
фестивалей, конференций, соревнований и др.)
направленных на выявление способностей и
Наименование показателя
талантов детей и молодежи в том числе:
на региональном уровне
на федеральном уровне
на международном уровне

2.4.

Численность/удельный вес численности учащихся победителей и призеров регионального этапа
всероссийской олимпиады школьников

Наличие победителей и
призеров международного
уровня: 3 балла;
федерального уровня: 2
Критерий оценки Метод
Значение показателя
Самооценка
сбора информации
эффективности*
балла;
регионального уровня: 1
(чел./ %)
балл;
(чел./ %)
(каждый
уровень
учитывается
1
раз
максимально: 6 баллов).
(чел./ %)
Отсутствие победителей и
призеров: 0 баллов
Наличие
победителей:
2
балла;
Наличие призеров: 1 балл;
(каждый
уровень
количество/доля (чел./ %) учитывается
1
раз
максимально:
З балла).
Отсутствие победителей и
призеров: 0 баллов
количество/доля всего
(чел./ %)

Подтверждающие документы

Поддержка способностей и талантов у детей и молодёжи
3.

Информирование обучающихся и родителей о
мероприятиях, направленных на выявление
способностей и талантов у детей и молодежи

4.

Численность талантливых детей и молодежи,
получающих поддержку на
региональном/муниципальном уровне (стипендии,
премии)

указание ссылки сайта Наличие: 2 балла;
Наличие на сайте (сайтах) Частично:1балл:
актуальной информации о Отсутствие: 0 баллов
мероприятиях
Наличие
количество
стипендиатов: 1 балл;
(чел.)
Отсутствие: 0 баллов

6

Наличие психолого-педагогической и методической
поддержки обучающихся с повышенным уровнем
способностей и их родителей

5.

№
п/п

6.

Наименование показателя

Численность/ удельный вес численности учащихся,
принявших участие в профильных сменах на базе
детских оздоровительных центров:
региональных
федеральных

да/нет

Наличие: 2 балла;

Показатель
Частично: 1 балл;
подтверждается справкой. Отсутствие: 0 баллов
В справке в свободной форме
дается краткий отчёт о
работе
специалистов (психолога,
педагога, методиста) по
оказанию поддержки
учащимся с повышенным
уровнем способностей, а
также их родителям (кто
ведет работу, как она
отражается
документально, количество

Критерий оценки Метод
сбора информации
обращений к специалистам и
т.п.)
количество/доля
всего
(чел./ %)
(чел./ %)

Значение показателя
эффективности*

Самооценка

Подтверждающие документы

Наличие
обучающихся: 1 балл;
Отсутствие обучающихся:
0 баллов

Развитие способностей и талантов у детей и молодёжи
7.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
образовательными программами дополнительного
образования детей (в общей численности детей в
возрасте от 5 до 18 лет) по направлениям:
научно-техническое
естественнонаучное
художественное
физкультурно-спортивное
социально-педагогическое
туристско-краеведческое

всего

Более 50%: 3 балла;
Более 40%: 2 балла;
Менее 40%: 1 балл.

доля (%)
доля (%)
доля (%)
доля (%)
доля (%)
доля (%)

7

8.

9.

10.

12.

Численность обучающихся, охваченных
деятельностью центра «Точка роста»,
направленных на обеспечение доступности
программ естественнонаучной и технической
направленностей
Разработка и реализация образовательных программ,
направленных на работу с талантливыми детьми и
молодежью
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет с
ограниченными возможностями здоровья,
осваивающих программы дополнительного
образования
Наличие победителей и призеров заключительного
этапа ВсОШ, членов сборных команд РФ,
участвовавших в международных олимпиадах по
общеобразовательным предметам, соответствующим
профилю ВсОШ или международной олимпиады,
принятых на очную форму обучения на первый курс
по программам бакалавриата и специалитета без
вступительных испытаний

количество
(чел.)

да/нет
доля (%)
(в том числе в
дистанционной форме)

количество
(чел.)

Наличие обучающихся: 2
балла.
Отсутствие обучающихся:
0 баллов

Наличие: 1 балл;
Отсутствие: 0 баллов
Более 30%: 2 балла;
Менее 30%: 1 балл.
Наличие
победителей: 3 балла;
Наличие призеров: 2 балла;
Отсутствие: 0 баллов

8

№
п/п

Наименование показателя

Критерий оценки Метод
сбора информации

Значение показателя
эффективности*

Самооценка

Подтверждающие документы

Подготовка педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов
13.

Создание условий для повышения квалификации
специалистов и педагогов, занятых в практической
деятельности по выявлению, поддержке и развитию
талантов и способностей у детей и молодежи

14.

Доля педагогических работников образовательных
организаций, прошедших курсы повышения
квалификации по работе с одарёнными детьми
(программы повышения квалификации, семинары,
стажировки в очной и дистанционной формах)

15.

Организация и проведение мероприятий,
направленных на формирование и поддержку
сообщества специалистов и педагогов, занятых в
системе по выявлению, поддержке и развитию
талантов и способностей у детей и молодежи
Трансляция лучших практик по выявлению,
поддержке и развитию талантов и способностей у
детей и молодежи

16.

да/нет
Организация курсов
повышения квалификации,
семинаров (в очной и
дистанционной формах) в
муниципальных
образованиях
доля (%)
Отношение количества
педработников,
работающих по основному
месту работы и
прошедших за последние 5
лет курсы повышения
квалификации по вопросам
работы с одарёнными
детьми и молодежью к
общему числу
педработников (каждый
педагог учитывается не
более одного раза)

Наличие: 2 балла;
Отсутствие: 0 баллов

Более 5% :2 балла;
Менее 5 % : 1 балла;
Отсутствие: 0 баллов

Наличие: 1 балл;
количество (ед.)
Отсутствие: 0 баллов
Информационная справка, с
указанием мероприятий
да/нет
указание ссылки сайта
Факт наличия на сайте
(сайтах) актуальной
информации

Наличие: 2 балла;
Отсутствие: 0 баллов

*43-35 балла - высокая эффективность деятельности по обеспечению выявления, поддержки и развития способностей и талантов;
34-20 баллов - средняя эффективность деятельности по обеспечению выявления, поддержки и развития способностей и талантов;
менее 20 баллов - низкая эффективность деятельности по обеспечению выявления, поддержки и развития способностей и талантов.
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».