МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАЦИЯ ТОРЖОКСКОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Славнинская средняя общеобразовательная школа имен Н.П. Новожилова Торжокского района Тверской области ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Директор МБОУ Славнинской СОШ Протокол №1 Филина А.Н. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для обучающихся 2 класса п. Славный Планируемые результаты обучения Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» У выпускника будут сформированы: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач; - самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов; - ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов; - понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег); - понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды; - навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях. Выпускник получит возможность для формирования: - понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области; - положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» Познавательные УУД: Выпускник научится: - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов; - производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач; - владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера; - оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Выпускник получит возможность научиться: - представлять финансовую информацию с помощью ИКТ; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные УУД: Выпускник научится: - определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели; - составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; - проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; - осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата; - оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач; - корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок; - использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи; - корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей. Выпускник получит возможность научиться: - преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости. Коммуникативные УУД: Выпускник научится: - осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме; - слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого; - излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре; - осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Выпускник получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений; - формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам. Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» Выпускник научится: - правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами; - объяснять проблемы, возникающие при обмене; - приводить примеры товарных денег; - объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом; - описывать виды и функции денег; - объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта; - производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала; - называть основные источники доходов; - приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи; - называть основные направления расходов семьи; - приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы; - считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах; - объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи; - объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты; - называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий; - объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют. Выпускник получит возможность научиться: - описывать свойства товарных денег; - сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; - понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно); - понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов; - осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план); - распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма); - планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; - объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы. Основные содержательные линии курса: • деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, миниисследования ипроекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра; • образно-ролевые игры; • исследовательская деятельность; • урок-практикум; • дискуссия, обсуждение; • экскурсия Содержание программы 2 класс 2 класс Что такое деньги и откуда они взялись (9 часов). Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. Основные понятия Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Компетенции • Объяснять причины и приводить примеры обмена. • Объяснять проблемы, возникающие при обмене. • Описывать свойства товарных денег. • Приводить примеры товарных денег. • Приводить примеры первых монет. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (8 часов). Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Основные понятия Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Компетенции • Объяснять, почему появились монеты. • Описывать купюры и монеты. • Сравнивать металлические и бумажные деньги. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Какие деньги были раньше в России (7 часов). Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Основные понятия «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Компетенции • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. Современные деньги России и других стран (10 часов). Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Основные понятия Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции • Описывать современные российские деньги. • Решать задачи с элементарными денежными расчётами. • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. • Приводить примеры иностранных валют. Планируемые результаты 2 класс Предметные результаты Личностные результаты • понимание и правильное • осознание себя как члена использование семьи, общества и государства; экономических терминов; • овладение начальными • представление о роли навыками адаптации в мире денег в семье и обществе; финансовых отношений; • умение характеризовать • развитие самостоятельности и виды и функции денег; осознание личной • знание источников доходов ответственности за поступки; и направлений расходов • развитие навыка семьи; сотрудничества со взрослыми и • умение рассчитывать сверстниками в разных доходы и расходы и игровых и реальных составлять простой экономических ситуациях. семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчётов Метапредметные результаты познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Календарно -тематическое планирование 2 класс Тема занятия Количество часов Что такое деньги и откуда они взялись.(9 ч) Что такое деньги? 1 Как появились деньги. Появление обмена 1 товарами. Как появились деньги. Появление обмена 1 товарами. Проблемы товарного обмена. 1 Появление первых денег — товаров с высокой 1 ликвидностью. Свойства драгоценных металлов. 1 Появление первых монет. 1 Первые монеты разных государств 1 Что такое деньги и откуда они взялись? 1 Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.(8 ч) Устройство монеты. 1 Изобретение бумажных денег 1 Изобретение бумажных денег 1 Защита монет от подделок. 1 Современные монеты. Проект. 1 Способы защиты от подделок бумажных денег. 1 Способы защиты от подделок бумажных денег. 1 Рассмотрим деньги поближе. Защита от 1 подделок. Какие деньги были раньше в России.(7 ч) Древнерусские товарные деньги. 1 Какие деньги были раньше в России. Клады. 1 «Меховые деньги». Происхождение слов «деньги», «рубль», 1 План Факт 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 «копейка». Работа со Словарём Первые русские монеты. Деньга и копейка. 1 Рубль, гривенник и полтинник. 1 Пословицы и поговорки про деньги. 1 Дизайн купюры сказочной страны. Проект. 1 Современные деньги России и других стран. (10 ч) Современные деньги России . 1 Современные деньги мира. 1 Современные деньги мира. Доллары и евро – 1 самые известные иностранные деньги. Появление безналичных денег. 1 1 Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. 1 Функции банкоматов. 1 Наличные, безналичные и электронные деньги. 1 Наши проекты. 1 Современные деньги России и других стран. 1