Программа воспитания 2024-2025 г

«Утверждаю»
Директор МБОУ Славнинская
СОШ ________А.Н. Филина

Принято
на заседании педагогического
совета
МБОУ Славнинская СОШ
Протокол №1 от 27.08.2024

Приказ № 28 от 27.08.2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Славнинская средняя общеобразовательная школа имени
Н.П. Новожилова
Торжокского района Тверской области
(МБОУ Славнинская СОШ )

Воспитательная рабочая программа

Заместитель директора по ВР

п. Славный

2024-2025 гг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ Славнинская СОШ (далее – Программа)
разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебнометодического объединения по общему образованию, с Федеральными
государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в
социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной
образовательной программы МБОУ Славнинской СОШ и призвана помочь всем
участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал
совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Вместе с тем, программа призвана обеспечить достижение обучающимся
личностных результатов, определенные ФГОС:
- формировать у них основы российской идентичности; готовность к
саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в
школе.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в МБОУ Славнинской СОШ основывается на следующих
принципах:
- Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав
семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а
также при нахождении его в образовательной организации;
- Совместное решение личностно и общественно значимых проблем - личностные и
общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а
воспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося,
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как
предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания
различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых
национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания
как условия его эффективности;
Полисубъектность воспитания и социализации - обучающийся включены в
различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в
содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и
мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего образовательного
учреждения, всего педагогического коллектива в организации социальнопедагогического партнерства является ведущей, определяющей ценности, содержание,

формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, вне учебной,
внешкольной, общественно значимой деятельности;
- Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;

- Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определенный идеал,
который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и
самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе
формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания в рамках
гражданско - патриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет
обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом
идеала;
Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами
равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями,
учителем и другими значимыми взрослыми;
- Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной
организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций, и доверительных
отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов;
Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, вне учебной и
внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое
значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его
внешний вид, культура общения и т. д;
Основными традициями воспитания в МБОУ Славнинской СОШ являются
следующие:

- Ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- коллективная

разработка, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;

планирование,

коллективное

- ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до

участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного
дела);

- конструктивное межличностное, межклассное

и

межвозврастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;

- ориентация на формирование, создание и активизацию ученического

самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание детских
общественных формирований в рамках реализации подпрограмм «Время выбрало нас»
и «Лестница моего успеха», на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;

- формирование корпуса классных руководителей, реализующего по отношению

к
обучающимся
защитную,
личностно
развивающую,
организационную,
посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов) функции и т.д.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в МБОУ Славнинской СОШ является
формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к
осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной
траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение
позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение
соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения
педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и
усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в
достижении поставленной цели в связи с этим важно.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
- поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию
новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные
возможности общешкольных ключевых дел,
- реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на
уроках;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию,
проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
- инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций
(Орлята России, Движение Первых);
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление
коллективных ценностей школьного сообщества;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного
имиджа и престижа Школы;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять
первостепенное, но не единственное внимание:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для:
- усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных
норм и традиций того общества, в котором они живут,
- самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть
научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения школьника
- развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших
классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в
дальнейшем.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся
следующие:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- становления
собственной жизненной позиции подростка, его собственных
ценностных ориентаций;
- утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру;
- развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных
отношений:

• к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

• к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;

• к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;

• к

природе
как источнику жизни
на
Земле,
основе
самого
ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
• к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

• к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

• к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;

• к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
• к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
• к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел,
жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредствам
реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе,
в то числе:
• опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
• трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение
школьной жизни;
• опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия
решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций
самоуправления;

• опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
• опыт природоохранных дел;
• опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
• опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
• опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения;
• опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
• опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;

• опыт

самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающему получить необходимые социальные навыки,
которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее
себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми
разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы
из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в
сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

4. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений - модулях воспитательной работы школы.
4.1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия,
организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных
творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В
этих делах и мероприятиях принимает участие большая часть школьников.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят
их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной организации
используются следующие формы работы. На внешкольном уровне:
• социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на
преобразование окружающего социума;

• городские методические площадки для обучающихся и педагогов по развитию
ученического самоуправления;
• дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в рамках
которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы и поселка;
• проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с
родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в
деятельную заботу об окружающих. На школьном уровне:
• общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и
мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и
на уровне поселка, региона, России, в которых участвуют все классы школы;
• торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на следующую
ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов

в школе и развивающие школьную идентичность детей, а также связанные с героикопатриотическим воспитанием;
• церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами
и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы
самоуправления, в Малые группы по подготовке общешкольных ключевых дел;

• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне общешкольных советов дела;
• участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на
сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического
самоуправления класса.
На индивидуальном уровне:
вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле
на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
4.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
• работу с классным коллективом;
• индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
• работу с учителями, преподающими в данном классе;
• работу с родителями учащихся или их законными представителями Работа с
классным коллективом:
• инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
• педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской
социальной активности, в том числе и Движения Первых;

• поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение;
• организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему класса,
их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка
(интеллектуально-познавательной, гражданско-патриотической, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др.
направленности), позволяющие:

вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них,
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

• проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения
к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

• сплочение коллектива класса через:
игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие
самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и
навыков;
походы и экскурсии, организуемые классными руководителями
совместно с родителями;
празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки
и розыгрыши и т. д.;
регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела, дающие
каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса.

• мотивация

исполнения существующих и выработка совместно с
обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила
общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии,
вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить;
• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед
с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи;

• мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в
общественном детском/молодежном движении и самоуправлении;
• мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в
конкурсном и олимпиадном движении;

• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями,
преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителями
предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

• регулярное информирование родителей о школьных успехах и

проблемах их

детей, о жизни класса в целом;

• помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями
предметниками;

• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
• привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
4.3 Модуль. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;

- поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой
на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение
педагогами
детских
инициатив
и
детского
самоуправления.
Реализациявоспитательногопотенциалакурсоввнеурочнойдеятельностипроисходи т в
рамках следующих выбранных школьниками ее видов.

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие
их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу
другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное
общение.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников,
проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать
и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе,
его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и
спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само
обслуживающего труда.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
4.4 Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой

информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;

• организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
4.5 Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие
возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой
жизни.
Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое
сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор развития
ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление в МБОУ Славнинской СОШ осуществляется
следующим образом.
На уровне школы:
• через деятельность выборного Совета учащихся – Совета Лидеров,
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и
законные интересы;

• через работу постоянно действующих секторов по направлениям деятельности,
инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников
событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.),
отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников,
вечеров, акций и т. п. На уровне классов:

• через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;

• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса. На индивидуальном уровне:

• через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического
самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутри классных дел;
• через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т. п.
4.6 Модуль «Движение первых».
Деятельность первичного отделения Движения первых направлена на воспитание
подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а
также организацию досуга и занятости школьников. Участником первичного отделения
Движения первых может стать любой школьник старше 6 лет. Дети и родители
самостоятельно принимают решение об участии в проектах Движения первых.
Движение первых развивает социальную направленность личности
обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует
благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем социальном
окружении.
Воспитание в Движения Первых осуществляется через направления:
• Личностное развитие – участие в городских, региональных или российских
творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям
возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
- развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других;
•

•

- на популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия»;

- любовь к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые
старты», ГТО;
• Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных
Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и
десанты; оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную
работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и
развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения.
• Военно-патриотическое направление – деятельность отряда юных инспекторов
дорожного движения и отряда юнармии «Орлёнок»
• Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе
школьных редакций, детского радио; создании и поддержке интернет-странички школы
и Движения первых в соц. сетях, организации деятельности школьного пресс-центра, в
рамках Всероссийской медиа-школы они учатся писать статьи, собирать
фотоматериалы, вести блоги и сообщества в соц. сетях.
Основными формами деятельности членов Движения первых являются:
• участие в днях единых действий и в совместных социально значимых мероприятиях;
• коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
•

•
•
•

информационно-просветительские мероприятия;
разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
4.7 Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную
составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:

• профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника
к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих
эти профессии;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в
сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в
мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория»);
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей
детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках
курсов дополнительного образования.
4.8 Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видеоинформации) – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный

потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
•
разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через газету
образовательной организации, школьное радио, сайт образовательной организации и
т.п.) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных
ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления,
Движения первых и т.д.;
•
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа
информационно-технической
поддержки
школьных
мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;

•

школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и
педагогов, поддерживающих интернет-сайт школы и группу в социальных сетях по
направлению с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к
образовательной организации, информационного продвижения ценностей и
организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями
могли бы открыто обсуждаться значимые для образовательной организации вопросы;

4.9 Модуль «Организация предметно - эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ Славнинской СОШ,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
• оформление интерьера школьных помещений и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок школьников на учебные и вне учебные занятия;
• размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых
экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми
ит.п.);
• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся
разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих
разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и
тихого отдыха;

• благоустройство

классных
кабинетов,
осуществляемое
классными
руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои
фантазию и творческие способности, и создающее повод для длительного общения
классного руководителя со своими детьми;

• событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.);

• совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного
костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в
повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников,
торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в
жизни организации знаковых событий;
• регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории;
• акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.

4.10 Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МБОУ
Славнинской СОШ осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности: На школьном уровне:
• общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
детей;
• родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;
• общешкольные родительские
собрания, происходящие
в
режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
• социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
(законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные
консультации психологов и педагогов. На уровне класса:
• классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов
воспитания и социализации детей их класса;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;

• классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;
• социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
• участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутри классных мероприятий воспитательной направленности;

• индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей (законных представителей).
4.11 Модуль «Профилактика и безопасность»
(пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность,
профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения
инфекционных
заболеваний,
ЗОЖ,
профилактика
правонарушений
и
безнадзорности)»
Модуль Безопасность жизнедеятельности (пожарная безопасность, дорожная
безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и
терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний,
профилактика правонарушений и безнадзорности) реализуется через систему
классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.
Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного модуля,
представленный в индивидуальных планах воспитательной работы.
На школьном уровне:
− «Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования
толерантного отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;
− Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения
(коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение,
отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;
− реализация интегрированной программы «Мой выбор», направленной на
позитивное отношение к ЗОЖ;
− реализация программ дополнительного образования направленных на
формирование ценностного отношения к своему здоровью, расширение
представления учащихся о здоровом образе жизни формировать потребность в
соблюдении правил здорового образа жизни, о здоровом питании, необходимости
употребления в пищу. продуктов, богатых витаминами, о рациональном питании.

На индивидуальном уровне:
− консультации, тренинги, беседы, диагностику.
− выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие
личности и способствующие совершению им правонарушений.
− помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной самооценки,
развитие познавательной и нравственно-эстетической и патриотической культуры, в
формировании навыков самопознания, развитии коммуникативных и поведенческих
навыков, навыков саморегуляции и др.
− социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления проблем.
− психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций
характера, уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка, уровня
тревожности, особенности детско-родительских отношений и др.
− организация психокоррекционной работы.
− формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона воспитания
ребенка.

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению
администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в образовательной организации, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с обучающимися деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором образовательная
организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в образовательной
организации воспитательного процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете образовательной организации.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие
проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы, решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и представителями
родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной
организации и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся и их
родителями (законных представителей), педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе образовательной организации
первичного отделения Движения первых, отряда юнармии «Орлёнок», отряда ЮИД;
- качеством проводимых в образовательной организации экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы образовательной организации;

- качеством работы медиа образовательной организации;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы; - - качеством
взаимодействия образовательной организации и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой
в образовательной
организации
воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми
предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это
управленческих решений.

Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертифик
ат
Владелец
Действит
елен

6516304895332217235689050517815195807621
69777262
ФИЛИНА Анна Николаевна
С 18.07.2024 по 18.07.2025


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».