МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
АДМИНИСТРАЦИЯ ТОРЖОКСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Славнинская средняя общеобразовательная школа
имени Н.П. Новожилова
Торжокского района Тверской области
ПРИНЯТ
Педагогическим советом
Протокол №1 от 27.08.2024г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
Славнинской СОШ
________________ А.Н. Филина
Приказ № _____ от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
__4_ класс
п. Славный 2024
Функциональная грамотность 4 класс
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Содержание программы
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных
сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление
текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию
прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи
на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер,
услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество,
стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства,
соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов,
отражение.
Тематическое планирование программы
4 класс (34 ч)
№
п/п
Раздел
1
Читательская
грамотность
Колво
часов
1
1
1
1
2
1
1
2.
Итого
8
Естественнонаучная
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
3.
Итого
8
Финансовая
грамотность
2
1
1
Содержание
Старинная женская
одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская
одежда и головные
уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство и
предметы обихода
русской избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были
раньше в России
Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательски
х дискуссиях;
Практические
упражнения
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательски
х дискуссиях;
Практические
упражнения
Потребительская
корзина.
Прожиточный минимум.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
2
1
1
4.
Итого
8
Математическая
грамотность
1
2
1
1
2
1
Итого
8
Творческие
работы
1
1
Итого
2
Итого
34
Инфляция.
Распродажи, скидки,
бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
Участие
в научноисследовательски
х дискуссиях;
Практические
упражнения
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в
путешествие.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательски
х дискуссиях;
Практические
упражнения
По выбору.
Составляем словарик по
финансовой
грамотности.
№ п/п
тема занятия
Читательская грамотность – 8 часов
1
Старинная женская одежда.
2
Старинные женские головные уборы.
3
Старинная мужская одежда и головные уборы.
4
Жилище крестьянской семьи на Руси.
5
Жилище крестьянской семьи на Руси.
6
7
Внутреннее убранство и предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси.
8
Какие деньги были раньше в России.
Естественно - научная грамотность – 8 часов
9
Томат.
10
Болгарский перец.
11
Картофель.
12
Баклажан. Семейство Паслёновые.
13
Лук.
14
Капуста.
15
Горох.
16
Грибы.
Финансовая грамотность – 8 часов
17
Потребительская корзина.
18
Потребительская корзина.
19
Прожиточный минимум.
дата
план
факт
20
Инфляция.
21
Распродажи, скидки, бонусы.
22
Распродажи, скидки, бонусы.
23
Благотворительность.
24
Страхование.
Математическая грамотность – 8 часов
25
В бассейне.
26
Делаем ремонт.
27
Делаем ремонт.
28
Праздничный торт.
29
Обустраиваем участок.
30
Поход в кино.
31
Поход в кино.
32
Отправляемся в путешествие.
Творческие работы – 2 часа
33
Составляем словарик по финансовой грамотности.
34
Составляем словарик по финансовой грамотности.