МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАЦИЯ ТОРЖОКСКОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Славнинская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Новожилова Торжокского района Тверской области ПРИНЯТ Педагогическим советом Протокол №1 от 27.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Славнинской СОШ ________________ А.Н. Филина Приказ № _____ от ____________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» __4_ класс п. Славный 2024 Функциональная грамотность 4 класс Планируемые результаты освоения обучающимися программы Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные универсальные учебные действия: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные универсальные учебные действия: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные универсальные учебные действия: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. Содержание программы Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. Тематическое планирование программы 4 класс (34 ч) № п/п Раздел 1 Читательская грамотность Колво часов 1 1 1 1 2 1 1 2. Итого 8 Естественнонаучная грамотность 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Итого 8 Финансовая грамотность 2 1 1 Содержание Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательски х дискуссиях; Практические упражнения Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательски х дискуссиях; Практические упражнения Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Библиотечные уроки; Деловые беседы; 2 1 1 4. Итого 8 Математическая грамотность 1 2 1 1 2 1 Итого 8 Творческие работы 1 1 Итого 2 Итого 34 Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. Участие в научноисследовательски х дискуссиях; Практические упражнения В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательски х дискуссиях; Практические упражнения По выбору. Составляем словарик по финансовой грамотности. № п/п тема занятия Читательская грамотность – 8 часов 1 Старинная женская одежда. 2 Старинные женские головные уборы. 3 Старинная мужская одежда и головные уборы. 4 Жилище крестьянской семьи на Руси. 5 Жилище крестьянской семьи на Руси. 6 7 Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. 8 Какие деньги были раньше в России. Естественно - научная грамотность – 8 часов 9 Томат. 10 Болгарский перец. 11 Картофель. 12 Баклажан. Семейство Паслёновые. 13 Лук. 14 Капуста. 15 Горох. 16 Грибы. Финансовая грамотность – 8 часов 17 Потребительская корзина. 18 Потребительская корзина. 19 Прожиточный минимум. дата план факт 20 Инфляция. 21 Распродажи, скидки, бонусы. 22 Распродажи, скидки, бонусы. 23 Благотворительность. 24 Страхование. Математическая грамотность – 8 часов 25 В бассейне. 26 Делаем ремонт. 27 Делаем ремонт. 28 Праздничный торт. 29 Обустраиваем участок. 30 Поход в кино. 31 Поход в кино. 32 Отправляемся в путешествие. Творческие работы – 2 часа 33 Составляем словарик по финансовой грамотности. 34 Составляем словарик по финансовой грамотности.