МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАЦИЯ ТОРЖОКСКОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Славнинская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Новожилова Торжокского района Тверской области ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол №1 от 27.08.2024г. УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ Славнинская СОШ ________________ А.Н. Филина Приказ № _____ от ____________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 1 класса Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности Радуга» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - письмом Министерства образовании и науки от 12 Мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» - Положением о внеурочной деятельности. Программа имеет социальное направление, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Задачи: - сформировать первичные экономические понятия; - научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; - объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.; - научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.) Преемственность и межпредметное взаимодействие: Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, и представления информации и публичных выступлений. Описание места курса в учебном плане. Занятия в данном курсе проводятся один раз в неделю. 33 часа в год. Результаты изучения курса 1.1. Личностные результаты: Личностные результаты освоения программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок; 3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; 4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 6) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. 1.2. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов; 1.3. Предметные результаты: Должны обеспечить: 1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества; 2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; 3) сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов; 4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; 5) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни; 6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика); 7) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире; 8)умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства. Ценностные ориентиры содержания предмета: Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами финансово - экономической деятельности в их единстве и взаимосвязи. Программа реализует: - идею метапредметных связей при обучении курса, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. - системно - деятельностный подход в обучении основ финансовой грамотности ,что предполагает синтез процесса совершенствования финансово - экономической деятельности у учащихся - идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы Содержание курса Инструктаж по технике безопасности. 1.Введение в экономику (1 час): - Введение в экономику; - Знакомство с понятием «экономика»; - Для чего нужна экономика. 2. Потребности (9 часов): - Потребности; - Что такое «потребность»; - Какие бывают потребности; - Домашнее хозяйство; - Распределение ролей в семье; - Домашние обязанности в семье; - Что такое бюджет семьи. 3.Товары и услуги (12 часов): -Что такое «товар»; - Какие бывают товары; -Где можно приобрести товары и услуги; - Зачем нужна реклама; - Роль рекламы. 4.Деньги (11 часов): -Зачем нужны деньги; - Как появились деньги; - Деньги и страны; - Где и как хранятся деньги; - Что такое источник дохода; -Что такое «маркетинг»; - Обмен; - Рынок; - Торговля; - Взаимоотношения продавца и покупателя; -Конкуренция. Формы и методы работы. Изучение курса «Основы финансовой грамотности» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности: 1. Школьный экономический анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Школьный экономический анализ может проводиться: - для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы; - для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности. 2. Учебная дискуссия: - обмен взглядами по конкретной проблеме; - упорядочивание и закрепление материала; - определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления, темперамента; 3. Деловые игры: - освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни. 4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод: - развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся; - активация их познавательной активности; 5. Экскурсионная деятельность: - музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейноэкспозиционный фонд Банка России; - предприятия и объекты инфраструктуры города; Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра). Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика 4. Тематическое планирование № п/п Темы Количество часов теория Практика 1 Введение в экономику 1 1 - 2 Потребности 9 5 4 3 Товары и услуги 12 6 6 4 Деньги 11 5 6 Итого: 33 17 16 Календарно-тематическое планирование № Тема урока Дата План 1. Инструктаж по технике безопасности. Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика. 2. Потребности. 3. Потребности. 4. Что такое «потребность». 5. Какие бывают потребности. 6. Домашнее хозяйство. 7. Домашние обязанности в семье. 8. Домашние обязанности в семье. 9. Что такое бюджет семьи. 10. Что такое бюджет семьи. 11. Что такое «товар». 12. Что такое «товар». 13. Какие бывают товары. 14. Какие бывают товары. Факт 15. Где можно приобрести товары и услуги. 16. Где можно приобрести товары и услуги. 17. Где можно приобрести товары и услуги. 18. Зачем нужна реклама. 19. Зачем нужна реклама. 20. Роль рекламы. 21. Роль рекламы. 22. Роль рекламы. 23. Зачем нужны деньги. 24. Как появились деньги. 25. Деньги и страны. 26. Где и как хранятся деньги. 27. Что такое источник дохода. 28. Что такое «маркетинг». 29. Обмен. 30. Рынок. 31. Торговля. 32. Взаимоотношения продавца и покупателя. 33. Конкуренция. Список литературы: 1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы». 2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997. 3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992. 4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО.– М., 2003. 5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика. 6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001 7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005. 8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита- пресс; 1997. 9. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993. 10. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.